Мир без границ: как улучшить права детей с инвалидностью в домах-интернатах?

15.01.2021 10:26
Общество Анализ
Какую помощь оказывают детям с инвалидностью, проживающим в

Дети с инвалидностью живут в относительно замкнутом мире с ограниченным кругом общения. В большей степени это относится к детям, проживающим в домах- интернатах. На протяжении последних трех лет благотворительное общественное объединение «Мир без границ» реализовывало в Беларуси проект «Знать, чтобы помогать», направленный на то, чтобы люди с ограниченными возможностями знали о своих правах и могли их применять. О том, как живут дети с инвалидностью в регионах, где они обучаются, и как меняется правовое поле в домах-интернатах, рассказывает одна из участниц проекта «Знать, чтобы помогать» Анастасия Демидович – педагог-психолог Государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.п. Глуска».

Какую помощь оказывают детям с инвалидностью, проживающим в семьях, в вашем районе? 

Дети с инвалидностью и их законные представители получают материальную поддержку от государства: пособие по инвалидности, заработная плата по уходу за ребенком с инвалидностью, бесплатное лечение и реабилитация. Также часто поддержку семьям, имеющим ребенка с особенностями, оказывают местные исполнительные органы и различные благотворительные организации. Специалистами нашего коррекционного центра осуществляется не только обучение детей с инвалидностью, но и оказание психолого-педагогической поддержки самим обучающимся и законным представителям детей с инвалидностью. Всего на сегодняшний день наш коррекционный центр посещают 23 ребенка: из них 16 детей группы ранней комплексной помощи, 3 ребенка дошкольной группы и 4 обучающихся специальных классов. Более 80 детей учатся в специальных классах на базе ГУСО «Весновский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития».

 

А как обстоят дела с реализацией прав на образование у детей с инвалидностью из Весновского дома-интерната?

Эти дети получают возможность обучаться в самом доме-интернате, где для них отведены и оборудованы отдельные помещения, куда выезжают педагоги нашего коррекционного центра. Педагоги стараются к каждому из обучающихся найти индивидуальный подход. Таким образом, право на образование реализуется.

 

В каких условиях проживают дети с инвалидностью в Весновском доме-интернате?

Условия проживания в доме-интернате хорошие, каждый из детей имеет свое отдельное спальное место, есть игровые комнаты, спортивный зал, бассейн, комната сенсорного развития, тренажерный зал, столовая и многое другое, что способствует не только достойному проживанию и уходу, но и развитию воспитанников. В доме-интернате созданы и функционируют группы для сопровождаемого проживания, где воспитанники обучаются самостоятельности, и условия проживания максимально приближены к домашним. Одна из таких групп находится в самом поселке. Это двухэтажный дом с прилегающим участком и хозяйственными постройками. Здесь дети успешно социализируются, общаются и иногда помогают соседям, самостоятельно совершают походы в магазин. Несмотря на хорошие условия проживания и достойный уход со стороны персонала, есть и обратная сторона медали – дети живут без родителей либо видят родителей редко, и это сказывается на личностной сфере ребенка.

Анастасия Демидович – педагог-психолог Государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.п. Глуска»

 

В Беларуси состоялся проект «Знать, чтобы помогать», направленный на то, чтобы воспитанники домов-интернатов лучше узнали о своих правах. Как этот проект отразился на жизни детей из Весновского дома-интерната? 

Когда начался проект, я смутно понимала, как объяснить даже собственным детям, что такое права, и как разграничить права и обязанности. А как рассказать о правах детям с инвалидностью? Когда ребенок способен общаться, это еще как-то возможно. Но ребенку с тяжелыми множественными нарушениями развития – гораздо сложнее. Но с началом проекта я поняла, что рассказывать о правах действительно необходимо. И еще стало понятно, что для реализации прав ребенка важно работать не только с детьми, но и с их окружением. Ведь иногда ребенок в доме-интернате даже не знает своего имени. Случается, что персонал в домах-интернатах называет ребенка по фамилии либо из большой любви обращается к нему уменьшительно-ласкательными терминами: «солнышко», «зайчик». И в итоге ребенок думает, что так его и зовут. Тем самым мы нарушаем право ребенка на имя и идентичность. Также у детей с инвалидностью в домах-интернатах не до конца осуществляется право выбора. Если дома мы можем спросить у ребенка, что он хочет на обед, то в домах-интернатах такая возможность зачастую отсутствует. Проект «Знать, чтобы помогать» важен и тем, что обучает не только детей, но и персонал, педагогов, законных представителей искать особый подход к каждому ребенку, слышать его запросы и потребности. Перемены не произойдут в один момент. Но в реализации детских прав важно начинать с себя. Пока ты сам не понимаешь, для чего это необходимо, ситуация не изменится.

 

В рамках проекта «Знать, чтобы помогать» вы принимали участие в образовательной поездке в Швецию. Поделитесь своими впечатлениями о том, что вас больше всего поразило. 

В Беларуси многое делается в направлении реализации прав детей с инвалидностью. Но, по сравнению со Швецией, нам еще есть, к чему стремиться. В Швеции при рождении ребенка с инвалидностью или постановке диагноза сразу же подключаются медики, психологи, социальная помощь. И помогают не только ребенку, но и родителям. И главным образом, речь идет о психологической помощи, подготовке родителей к всевозможным трудностям. В Беларуси зачастую, когда рождается такой ребенок, родители остаются наедине со своими мыслями и необходимостью принятия важного решения. Впечатлила и организация в Швеции социальной поддержки молодых людей с инвалидностью. Молодые люди имеют возможность работать. Существуют примеры, когда они работают даже на заводе IKEA и приносят пользу экономике страны. Также в Швеции мы побывали в гостях у 33-летней Альбертины. У нее ДЦП, она слабовидящая и слабослышащая, перемещается при помощи коляски. Но при этом живет насыщенной жизнью: проживает отдельно от родителей, посещает бассейн, катается на лошадях, посещает массажи, увлекается интернет- и IT-технологиями. И мы движемся в том же направлении, и уже есть положительные примеры. Здорово, когда людям после дома-интерната получается социализироваться и жить самостоятельно в обществе.

 

Что, на ваш взгляд, должно произойти в белорусском обществе, чтобы жизнь детей с инвалидностью улучшилась?

Главная проблема заключается в том, что дети с инвалидностью из семей и домов-интернатов недостаточно открыты для общества. У них не так много возможностей посещать общественные места, выходить в социум. Когда рождается ребенок с инвалидностью, многие родители закрываются и ведут затворнический образ жизни. В Швеции люди с инвалидностью живут нормальной жизнью, и на них никто не оборачивается. Мне кажется, обществу нужно больше рассказывать о людях с инвалидностью, а родителям оказывать больше поддержки и помощи, в том числе психологической помощи, чтобы они не отдавали детей в дома-интернаты. Вопрос прав – это не проблема принимаемых законов, а проблема каждого из нас. Мы должны вырасти ментально, чтобы прийти к инклюзивному обществу.

 

Интервью подготовлено в рамках проекта «Знать, чтобы помогать», направленного на поддержку детей с инвалидностью и реализацию их прав. «Знать, чтобы помогать» реализуется БОО «Мир без границ» совместно с Министерством труда и социальной защиты при поддержке неправительственной организации «ЭРИКС партнер по развитию» (Королевство Швеция) с августа 2018 года. Проект направлен на изучение и апробацию международных стандартов мониторинга и оценки реализации прав детей с инвалидностью, новых подходов по расширению возможностей детей с инвалидностью пользоваться правами, гарантированными Конвенцией о правах ребенка и Конвенцией о правах людей с инвалидностью. Цели проекта соответствуют национальным интересам, перспективам развития, планам и стратегиям в области социальной защиты, а также законодательству и международным обязательствам Республики Беларусь.