“Поворот не туда” или “тонкий и сбалансированный подход”? Назначение митрополитом католиков епископа Станевского вызвало негодование в сети и надежды аналитиков

20.09.2021 07:52
Общество Анализ Редакция
С критическими замечаниями в адрес нового главы Минско-Могилевской

Назначение митрополитом Минско-Могилевским высокопоставленного католического иерарха с Гродненщины, поляка по национальности и до недавнего времени вспомогательного епископа католической Гродненской епархии Иосифа (Юзефа, как традиционно пишут католические СМИ) Станевского, вызвало в среде белорусских верующих католического вероисповедания шквал сетевого несогласия.

С критическими замечаниями в адрес нового главы Минско-Могилевской епархии выступили как священники с активной гражданской позицией, так и верующие рядовые, но приветствующие участие Католической церкви в общественной жизни.

Сыграла роль и географическая удаленность «польской» Гродненщины от центральных католических анклавов. Когда в прессе появилось сообщение о выходе на пенсию по возрасту действующего митрополита Тадеуша Кондрусевича, священники, обсуждая в кулуарах возможную кандидатуру, сразу исключили Станевского по той причине, что «он поляк, и этого не может быть потому, что не может быть никогда, так как не принято назначать на подобные должности людей, не являющихся представителями титульной нации».

Исключалась, с точки зрения клира, и кандидатура вспомогательного епископа Минско-Могилевской епархии Юрия Кособуцкого. Епископ Кособуцкий снискал симпатии огромного числа и католиков, и представителей других конфессий, и неверующих людей активным реагированием на события 2020 года. Не расставляя политических акцентов, епископ Кособуцкий открыто говорил о насилии, репрессиях, несправедливых арестах. По этой причине вероятность занятия им главенствующей должности и исключалась, ведь глава митрополит служит Богу и всем без исключения прихожанам, вне их политических взглядов. Попросту он не имеет права принять ту или иную сторону, как это сделал Кособуцкий.

Назначение главой Конференции Католических Епископов Беларуси (ККЕБ главенствующий коллегиальный орган управления, именно он принимает ответственные решения, в том числе, касающиеся взаимоотношений с государственным аппаратом) епископа Витебского Олега Буткевича во многом уравновесило ККЕБ: и в возрастной плоскости, и в ситуационной.

Гражданская позиция епископа Буткевича предельно корректная. Хладнокровная риторика, безэмоциональное называние вещей своими именами, четкое понимание как правозащитных, так и теологических категорий то, что отличало его выступления перед множеством верующих во время национальных католических праздников в Будславе и Гудогае. Обращенные формально к верующим, послания епископа Буткевича были с одобрением восприняты широким спектром общества, включая неверующих.

Сохранил епископ Буткевич «лицо Костела» и в официальном ответе на скабрезную карикатуру в «Минской правде», сюжет которой обвинял служителей Католической церкви Беларуси в профашистских настроениях.

Возможно, что затеянный «Минской правдой» скандал ускорил назначение нового митрополита (как правило, подобные назначения принимаются в Ватикане не сразу, региональную церковь некоторое время возглавляет «исполняющий обязанности», в данном случае епископ Великоселец).

Нельзя исключать и то, что решающим аргументом в пользу епископа Станевского стала его «нейтральность» — в отличие от епископов Кособуцкого или Буткевича.

Теперь разберемся, кто же в этом триумвирате «главнее».

Католический священник Вячеслав Барок: «Главнее окажется тот, кто скажет Non possumus

Католический священник и популярный видеоблогер Вячеслав Барок, покинувший Беларусь под угрозой ареста за свои политические взгляды, изложил в своем аккаунте схему «подчинения», действующую сегодня в Костеле Беларуси.

Напомним, каноническая территория Католической церкви Беларуси состоит из четырех епархий, каждая из которых имеет своего главу. К примеру, на Гродненщине во время мессы верующие молятся «о Папе Франциске и епископе Александре», на Витебщине — «о Папе Франциске и епископе Олеге».

«Митрополит не имеет никакой руководящей власти в трех других епархиях, кроме своей епархии, Минско-Могилевской. Эта позиция соответствует канону 436 из Кодекса Канонического Права, иначе, общего законодательства Католической церкви.

Если митрополит не имеет власти над епископами, то, может быть, ее имеет и является «главным» Председатель ККЕБ епископ Витебский Олег Буткевич?

«Главный» и тот, и другой, хотя, конечно, можно сделать допущение, в контактах с государством репрезентантом Костела будет, скорее, Председатель ККЕБ. Потому, что ККЕБ не делегирует таких полномочий митрополиту. Но и Председатель ККЕБ не имеет руководящей власти на территории не своей епархии.

Так кто главнее в белорусском костеле? Кто важнее?

Важнее будет тот, кто возьмется за решение всех существующих проблем.

А главнее будет тот, кто в состоянии будет сказать «non possumus» — не можем. И этими словами отбросит все предложения властей, если те не будут служить для всеобщего добра Беларуси».

Но что «важнее», а что «главнее»? И для кого?

Часть католических священников, узнав о новом назначении, вздохнула с облегчением: на смену формальному и весьма немолодому администратору приходит человек работоспособного возраста, который на самом деле будет что-то делать.

Вопрос что? Именно это и взбудоражило сети, открыв лавину негатива о новом главе.

«Я так понимаю, что из польской фракции», уточняет журналист Дмитрий Панковец.

«Это неправильная система понимания ситуации», — отвечает известный христианский блогер Артем Ткачук.

«Полонизацию епархии он не начнет, но, думаю, это очевидная победа режима», — пишет историк Александр Пашкевич, под комментарием которого немедленно появляется множество лайков.

«К несчастью, это так», — вторит еще одна комментатор и тоже собирает лайки.

«Очень грустная новость», — скупо добавляет христианская активистка Оксана Ючкович, инициатор и вдохновитель огромного количества реально работающих социальных проектов.

«Он из русскоязычной фракции под красно-зеленым флагом, к сожалению», — резюмирует католический священник, подписывающийся в сети ником.

Кто-то из пользователей выкладывает видео: на приходском празднике в селе Заневичи на Гродненщине епископ Станевский цитирует тексты советского эстрадного певца Юрия Антонова, начинает свою речь на русском, сбивается на польский и снова переходит на русский, когда его внимание на «листок с речью» обращает местная устроительница праздника.

По мнению католического священника, подписывающегося ником, проблема даже не в персоне конкретной духовной особы, а в том, что «на Гродненщине вместо белорусского языка вводится русский. Польского молодое поколение не понимает, а белорусского высшее духовенство не любит. Поэтому они насаждают русский».

Ему возражает католический монах-капуцин Сергей Матюшонок: «Отец, мы когда-то в 90-ых годах с кс. Иосифом (имеется в вид будущий епископ — авт.) проводили первую святую мессу по-белорусски в Люблине и основали там эту традицию. Думаю, что Провидение Господне знает, что делает».

Что говорят священники «не для печати»?

«Будет ли костел бастионом белорусскости?» — задается в сети вопросом один из католических священников.

В этом случае неизбежен следующий вопрос: имеют ли основания (и право) верующие, стоящие на национальных и, шире, демократических позициях рассчитывать на «своего» митрополита? Ведь в Писании сказано, что «нет ни эллина, ни иудея», а теологические трактовки души и ее бессмертия в вечности вообще не учитывают ситуационные политические тяжбы?

Проще говоря, Бог любит всех. А Церковь, следовательно, открыта для всех, и политические убеждения (или антиубеждения) не являются причиной быть ею отринутым.

Более того, — далеко не все католики являются носителями подобных настроений. Среди них много тех, к примеру, кто не испытывает желания исполнять гимн «Магутны Божа» и даже не знает его слов. Но и этим верующим нужен деятельный, активный, рассудительный митрополит, способный обеспечить беспрепятственное функционирование приходов и католических организаций.

«Очень логичное назначение. Он никого не покритиковал публично, пристрастности к определенным символам и песням тоже не выказал. Объективно — не наихудший вариант, при всем моем специфичном отношении», — пишет христианская блогерша Рая Зенюк.

Что ждет от нового главы обычный священник?

Несмотря на кипящие в сетях страсти, повседневное прикладное служение священников региона реализуется все же в реальной жизни, причем далеко не всегда в мегаполисе.

Сегодня значительная часть территории, «подведомственной» новому главе, — канонически православная. К примеру, Горки, — небольшой райцентр, где до недавнего времени служили «доезжающие» священники, иными словами, служащие в других населенных пунктах и приезжающие лишь по воскресеньям.

Повседневная приходская жизнь здесь началась восемь лет назад — с назначением молодого настоятеля. За эти годы условная «площадка», на которой собирались немногочисленные горецкие католики, превратилась в уютный костел Матери Божией Белыничской, интерьер которого выполнен из «подручного материала», но весьма достойно.

«Новость о назначении нового ординария для Минско-Могилевской архиепархии наполнила радостью и надеждами. Думаю, что на самом деле это очень точное решение, которым Божие Провидение дало нам пастыря, который будет заботиться о своих овечках. Я жду, что архиепископ Иосиф будет заботливым верующим хозяином архиепархии, не боящимся решать те проблемы, которые сегодня в Минско-Могилевском костеле есть», — говорит в своем аккаунте настоятель прихода Андрей Кевлич.

«Думаю, что, как специалист костельного права, он будет стараться сделать все возможное для того, чтобы структуры Костела на Минщине и на Могилевщине были цельным организмом, в котором все ощущают себя братьями и сестрами. Надеюсь, что архиепископ Иосиф не будет бояться встречаться с верующими, и со священниками, и разговаривать с ними. Я жду, прежде всего, Пастыря, а не менеджера или директора организации, принимающего решения в одностороннем порядке. Будет ли ошибаться новый архиепископ? Думаю, да, он человек, а не робот. Но имеем лимы право уже сейчас ставить клеймо, это по-христиански?» — резюмирует священник.

Есть мнения и не для печати, высказанные корреспонденту Телеграфа на условии соблюдения анонимности.

«Почему это благо для Минско-Могилевского епископата? А потому, что Станевский, как известно в нашем узком кругу, не замешан в мафиозных схемах влияния, работающих здесь на месте», — говорит еще один служитель белорусской Католической церкви.

По мнению этого же священника, для драматизации ситуации и очевидного неприятия причин нет — просто людям с активной позицией очень хотелось видеть во главе своей Церкви харизматичных, прямых, ярких епископов Буткевича или Кособуцкого. Но назначили не их.

Кстати, о харизме. О ней, как и о первичности в сегодняшней ситуации Канонического права, мы поговорили с высокопоставленным православным священником из Гродно, — иначе говоря, с «коллегой» епископа Станевского по христианской вере и географической локации.

«В плане национального — да, выразительный поляк-кресовяк. Знаю хорошо, но по встречам на людях. Часто встречаясь на мероприятиях. Это человек острожный, в меру приветливый, особой открытости или искренности не заметил, но достаточно приятный в официальных отношениях. Плохого о нем не слышал, и чрезмерно хорошего не слышал», — говорит священник из Гродно.

Что до перспектив, то новому митрополиту православный коллега сочувствует: «Он сейчас попадет под тяжкий пресс, его попытаются сделать марионеткой. Надеюсь, что вот здесь и проявятся его человеческие качества».

Что говорит аналитик, знающий католические структуры изнутри?

Прокомментировать ситуацию мы попросили Петра Рудковского, философа, аналитика, публициста, академического директора независимого аналитического центра BISS, в прошлом работавшего в католических структурах.

«Архиепископ Станевский это представитель про-польской опции, лояльный к белорусским властям, и при этом гибкий и прагматичный. Его назначение – это продолжение дипломатической тактики Ватикана, которая состоит в сдерживании оппозиционных стремлений внутри католического духовенства в обмен на сохранение автономии Костела в пастырско-сакраментальной деятельности”, – считает Петр Рудковский.

“Во время, когда согласовывалась кандидатура Станевского, председателем Конференции католического епископата в Беларуси был избран епископ Олег Буткевич белорусскоязычный иерарх, который всем сердцем поддерживает белорусское возрождение и с пониманием относится к протестному движению. Можно лишь гадать, какой была роль Ватикана в избрании епископа Буткевича председателем. Так или иначе, в результате мы имеем дело с конфигурацией сил, которая для белорусского Костела и общества является, — пусть и не идеальной, — но довольно неплохой”, – пишет эксперт.

“Открытую конфронтацию с режимом выиграть Костелу, даже при поддержке Ватикана, было бы крайне сложно. В ответ на такую попытку государство запустило бы два процесса: массовое преследование видных представителей католицизма и раскол Костела. От этого не выиграли бы ни Костел, ни протестное движение. Потому в такой ситуации этот тонкий и сбалансированный подход все же более оправдан”, – уверен обозреватель.

Автор: Тина Палынская

Филолог, редактор, автор