Раздражающие листовки — все? Поговорили с экспертом, какие новшества делают Закон о рекламе прогрессивным, а что возвращает во времена контроля и барьеров

21.09.2021 15:23
Общество Мнение Редакция
Реклама по почте Многие белорусы жаловались в местные органы и МАРТ
Фото: sb.by

Недавно был изменен и дополнен закон о рекламе. Какие новеллы вошли в закон, что теперь можно, а что нельзя «Телеграфу» рассказали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Прокомментировал документ и эксперт рынка рекламы.

Реклама по почте

Многие белорусы жаловались в местные органы и МАРТ о том, что каждый день в их почтовые ящики вбрасывают рекламные листовки, и что их это раздражает. Чиновники прислушались и в новой редакции закона предусмотрена обязанность рекламодателя и рекламораспространителя прекратить доставку рекламы в почтовый ящик по первому требованию его владельца.

Для того чтобы отказаться от рекламных листовок в почтовых ящиках можно отправить письма на почтовый или электронный адрес рекламодателя или распространителя. Также поместить соответствующую наклейку на своем почтовом шкафу или ящике. Кроме этого сообщить по телефону о своем несогласии с получением этой рекламы или любым удобным способом. Норма не распространяется на печатные СМИ и содержащие рекламу жировки. Контроль осуществляют местные органы власти на своих территориях и МАРТ.

Также законом предусматривается запрет на распространение рекламы по телефону, электронной почте без предварительного согласия адресата, полученного в письменной (электронной) форме.

Введен запрет рекламы ритуальных услуг, размещаемой через почтовые ящики, по стационарному и мобильному телефону.

Новеллы закона

Всего в закон вошло около 30 новелл. Так закреплено право рекламораспространителя на размещение рекламной конструкции без проектной документации. Исключены требования об изготовлении рекламы отечественных товаров и наружной рекламы исключительно с привлечением белорусских организаций и белорусских граждан, а также об использовании в такой рекламе образов только белорусских граждан. Расширен перечень рекламы с использованием иностранного языка.

Сокращен объем медицинской рекламы, подлежащей согласованию с Минздравом, а также допускается указание скидок в рекламе лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, биологически активных добавок к пище.

Пошли навстречу просьбам организаторов и спонсоров мероприятий. Предусмотрено право на указание в социальной рекламе в сфере культуры, физической культуры, спорта, охраны здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни, социальной защиты населения, помимо наименований спонсоров, также их товарных знаков, эмблем и иной символики.

Установлены требования к рекламе о трудоустройстве и учебе за границей, одно из которых — об указании в рекламе о трудоустройстве за границей только тех сведений о заработной плате, которые могут быть документально подтверждены и содержатся в договоре о трудоустройстве.

Введен запрет на рекламу нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения, за исключением такой рекламы на сайтах их производителей и импортеров в национальном сегменте сети интернет.

Реклама на транспорте

Большую дискуссию в обществе вызвало предложение о запрете звуковой рекламы в транспорте. Закон запретил такую рекламу, за исключением социальной.

Кроме этого, декретом от 6 июля 2021 года № 3, вступающим в силу 8 октября, предусмотрены новые административные процедуры по согласованию содержания наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах. Правительству поручено утвердить порядок административных процедур, а также определить перечень документов, необходимых для их осуществления.

«Введение административной процедуры по согласованию содержания наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве позволит предупредить случаи размещения недостоверной, недобросовестной, неэтичной и иной наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве, не соответствующей требованиям закона о рекламе», — считают в МАРТ.

Плюсы и минусы закона

Как считает директор рекламного агентства Salmon Graphics Ольга Лукашевич, закон имеет как положительные, так и отрицательные нюансы.

«На мой взгляд, пункт, касающийся возможности привлечения к изготовлению рекламы иностранные компании и граждан — достаточно прогрессивный, так и должно быть. Это делает рынок более свободным и конкурентным. Ни мы, ни клиенты не должны административно и юридически быть зависимыми от выбора партнера. Этот пункт — актуальный для рыночных отношений. Особая радость, что можно теперь пользоваться не только белорусскими образами. Мы вернулись к нормам, которые действуют в соседних странах, и в целом нет «культурного кода», — заметила эксперт.

Она также считает правильным запрет на рекламу нетабачных никатинсодержащих изделий. «Тут все правильно и справедливо. Необходимо иметь в виду, что эти товары вызывают интерес у наиболее продвинутой для новшеств публики — у подростков», — отметила Ольга Лукашевич.

Еще несколько новелл она отнесла к плюсам. Они касаются рекламы медицинских изделий. «Эта категория правильно зарегулирована, особенно с точки зрения защиты прав потребителей. Фармацевтические обещания должны быть подтверждены инструкцией. Это разумно. Если мы видим сообщение, которое прошло тернии согласований, мы должны быть уверены, что препарат, по крайней мере, не навредит. А то, что перечень сокращен — это тоже хорошо. Меньше волокиты. И потребители должны знать информацию о скидках на лекарства и изделия», — отметила директор агентства.

Ее также порадовало новшество, касающееся рекламных листовок в почтовых ящиках.

«Это цивилизованное решение и повышает культуру потребления рекламы, потому что иной раз в наших ящиках появляется много мусора (и в прямом, и в переносном значении). Наши ящики станут свободнее, и не будет такого засилья рекламного материала. В конце концов, сбережем деревья на изготовление бумаги. Кроме того, к этой рекламе из-за большого количества, многие относятся с раздражением и листовки выбрасывают», — обратила внимание эксперт.

К отрицательным и спорным моментам она отнесла возврат необходимости согласования сюжета наружной рекламы.

«Мы вернулись к тому времени, когда необходимо согласие контролирующих органов. Я в бизнесе достаточно давно работаю и помню времена, когда мы приносили на площадь Свободы эскизы дизайна наружной рекламы и на них клерк ставил штамп и подпись. Это был и контроль, и некий барьер, потому что яркую идею необходимо было защищать. Когда мы получили возможность это не делать — это была определенная свобода самовыражения и подходов к решению бизнес-задач. Что касается сейчас, то получили опять зарегулированность», — считает Ольга Лукашевич.

Она также обратила внимание: внесено требование о том, что 10% от площади наружной рекламы должна занимать информация о номере телефона и адресе сайта.

«В итоге наружная реклама превращается в доску объявлений, что снижает эстетическую возможность передачи рекламного сообщения. Наружный носитель стал наравне с категорией товаров, на которых надо писать важную информационную часть. Контактный блок превращает плакат в визитку. Кроме того, это неудобно для бизнесов, у которых нет коротких номеров телефонов, а надо указывать мобильный телефон со всеми префиксами. Скорее всего, такая реклама уйдет на цифровые носители. Так, что данная категория рекламы, которая и так пострадала от кризиса и пандемии, будет иметь падение интереса рекламодателей, и бизнес будет отдавать предпочтение digital», — резюмировала директор агентства.

В Минске и районе изменили порядок оплаты за тепло и электричество через ЕРИП. Инструкция

Телеграф писал, что в Минсксэнерго сообщили об изменениях в порядок внесения платежей за электро- и теплоснабжение для жителей Минска и Минского района через ЕРИП. Как теперь оплачивать?

[author_bio]

Мнение авторов или участников интервью может не совпадать с позицией редакции! Если вы эксперт в своей области, пишите нам, предлагайте свое собственное мнение.
Как вам новость?