22.10.2013 16:40
Мнения

В сентябре мало кем замеченным прошло сообщение о реорганизации системы территориальной обороны (ТО). Среди прочих, в качестве приоритетов изменений определены:

— оптимизация структуры и численности территориальных войск;

— совершенствование мобилизационной готовности органов управления территориальной обороны к формированию территориальных войск (ТерВ);

— повышение эффективности системы управления, качества подготовки должностных лиц органов государственного и местного управления, военнообязанных для территориальных войск.

А между тем событие тянет на маленькую сенсацию. Фактически данным шагом власти признали наличие проблемных моментов в системе ТО, о которой ранее пелись только хвалебные оды. В общем-то, на некоторую оторванность планов руководства страны от реалий мы ранее указывали на страницах Belarus Security Blog. За что подвергались критике в стиле «вы там все дураки, ничего не понимаете; а мы умные и красивые». Может, кончено, и красивые, и умные, но ещё — бедные. Традиционно пустой оборонный бюджет не позволяет «сделать сказку былью», то есть создать такую систему территориальной обороны, о которой заявлял в 2011 году А. Лукашенко. Проблемные моменты на поверхности.

Во-первых, объявленная численность территориальных войск в 120 тыс человек очевидно не реалистична. Подготовка такого количества бойцов заняла бы при непрерывном цикле обучения на базе всех 4 механизированных бригад 6-8 лет.

В-вторых, мобилизация 120 тыс. человек в ТерВ в военное время представляется проблематичной. Опыт показывает, что на призывные пункты для прохождения военных сборов являются порядка 50% от призванных резервистов. Остальные или в отъезде, или на заработках, или сменили место жительства и т.д..

В-третьих, 120-тысячные ТерВ требуют наличия постоянного состава мирного времени  численностью 1,8-6 тыс. человек кадровых офицеров и младших командиров. Которых с учетом хронического некомплекта Минобороны просто неоткуда взять. Подготовка командных кадров из числа гражданских чиновников требует времени и значительных материальных расходов. Кроме того, требования к профессиональным и личностным характеристикам гражданских чиновников и офицеров различны. Да и сами чиновники не горят особым желанием осваивать науку побеждать: у них своих забот не в проворот.

В-четвертых, расходы на содержание структуры территориальных войск исходя из их запланированного количества являются неподъемными. С учетом закрытого характера информации о нормах расходов в Беларуси, чтобы представить «цену вопроса» приходится опираться на нормативы стран НАТО, имеющих ТО. Валюта расчетов – доллар США.

Мероприятие

Примерная стоимость USD за
1 ед. измерения с учетом себестоимости и стоимости услуг

Примерная стоимость USD за батальон
(штаб зоны)

Примерная стоимость USD за всю страну

Оперативное (инженерное) оборудование территории (объектов)

 

 

2 600 000 (в год)

Инженерное оборудование пунктов управления (в каждой области)

25 000

 

150 000

Закупка вооружения

 

740 000

111 000 000

Закупка военной техники и имущества

 

470 000

70 500 000

Закупка средств связи

 

140 000

21 000 000

Обеспечение продовольствием ТерВ

20 (в сутки)

15 560 (в сутки)

2 400 000 (в сутки)

Формирование заказа на вещевое имущество

100

77 800

12 000 000

Закупка ГСМ

14 (в сутки)

714 (в сутки)

(896 (в сутки))

108 920 (в сутки)

Формирование заказа на медицинское имущество

 

 

1 000 000 (в год)

Содержание 5% штата ТО в мирное время

1 000 (в месяц)

 

6 000 000 (в месяц)

Обучение командного состава (в среднем 60 суток в год)

80 (в сутки)

5 040 (в сутки)

756 000 (в сутки)

Обучение сержантского состава (в среднем 30 суток в год)

60 (в сутки)

6 000 (в сутки)

900 000 (в сутки)

Обучение рядового состава (один раз в два года из расчета 30 суток)

60 (в сутки)

36.900 (в сутки)

5 535 000 (в сутки)

Осуществление рекогносцировок территории (объектов) в мирное время

 

45 (в сутки)

6750 (в сутки)

Организация и проведение КШУ, КШТ, КУ

 

400 (в сутки)

2 400 (в сутки)

Организация и проведение НИР, НИОКР.

 

 

15 000(в год)

Опираясь на эти расчеты, можно весьма приблизительно представить масштаб необходимых финансовых ресурсов для обеспечения системы ТО в той форме и той численности, которую ранее объявили беларуские власти. Для расчетов применялись открытые данные о стоимости вооружения и боеприпасов, советские (других в открытом доступе пока нет) нормы расхода топлива исходя из предполагаемой интенсивности эксплуатации техники.

Примерный расчет стоимости некоторых мероприятий ТО:

Вид мероприятия

 USD

Примечания

Техническое оборудование территории (объектов) ТО

2 600 000

в год за всю Беларусь

Обучение личного состава ТерВ на специализированных курсах

310 770 000

за 2 года

Закупка и содержание оружия, боеприпасов, военной техники, военно-технического имущества и техники связи

137 282 200

За всю Беларусь (цифра может колебаться в зависимости от объемов закупок)

Проведение КШУ, КШТ, НИР

137 500

в год

Отмобилизование и содержание ТерВ

2 424 261 700

1 месяц боевых действий с учетом безвозвратных потерь

Особо следует обратить внимание на последнюю цифру. Она не полная, так как не включает  стоимость ряда позиций. В том числе и ожидаемый ущерб от применения оружия противником. Однако неполнота расчета в целом, тем не менее, даёт представление о размере необходимых ресурсов для отмобилизования полумиллионной армии военного времени, чем так любят хвалиться беларуские власти. Говоря проще, даже если власти конфискуют всю валюту у населения и предприятий, Беларусь «вылетит в трубу» уже через пару месяцев войны.

Столкнувшись с завышенными требования А. Лукашенко в части создания территориальной обороны в 2011 году, по прошествии двух лет Минобороны, осознавая реальные возможности, начинает поэтапное движение к более реалистичному облику ТО в части организации и численности территориальных войск.

С высокой долей вероятности, можно предположить, что численность ТерВ уменьшится до 55-60 тыс.; батальонов станет меньше, но они будут большими по численности. Правда, всё это будет исключительно на бумаге, в виде различного рода организационных документов. Потому как живых денег на территориальную оборону (как и на национальную безопасность в целом) как не было, так и не предвидится. У государства другие приоритеты.

Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog