Что делать обычному избирателю, если он стал свидетелем нарушения на выборах?

04.08.2020 09:06
Политика Полезно

Юрист кампании «Правозащитники за свободные выборы» Павел Сапелко рассказал, как вести себя, если вы видите нарушения на участке во время голосования. Он отметил, что в Избирательном кодексе Беларуси нет систематизированных перечней прав избирателей и обязанностей той или иной комиссии.

«Обжалуется не всё, что интуитивно не нравится избирателю, а именно нарушения прав избирателей, а также нарушения, допущенные комиссиями или ее членами, а также государственными органами или их сотрудниками. «На пальцах» объяснить содержание всего избирательного законодательства, чтобы ответить на вопрос, типа «Какие нарушения я могу заметить, пресечь и обжаловать?», практически невозможно. Мы, как сеть наблюдения, подготовили своих наблюдателей, которые прошли обучение и тренинги; долгосрочные наблюдатели, юристы и аналитики кампании имеют соответствующую теоретическую и практическую подготовку. Все они нацелены на работу по выявлению, фиксации и обжалованию нарушений, связанных с избирательным процессом», — заявил Павел Сапелко.

На что можно жаловаться?

По его словам, отдельный гражданин-избиратель, чьи права не равны правам наблюдателя, может обратиться с жалобой на действия и решения комиссий и должностных лиц госорганов, нарушающие его избирательные права. Юрист предложил избирателям сосредоточиться на выявлении и обжаловании тех нарушений, которые влияют на процесс свободного тайного волеизъявления, а также иных нарушений, непосредственно влияющих на результат выборов.

Среди них: нарушение прав граждан на участие в агитации, принуждение избирателей к голосованию вообще, к досрочному голосованию или голосованию вне своего участка для голосования, принуждение к голосованию за определенного кандидата; нарушение права граждан или других субъектов на направление своего наблюдателя, который может наблюдать за всеми этапами избирательного процесса, в том числе – подсчетом голосов.

Павел Сапелко отметил, что нарушают закон должностные лица госорганов и члены избирательных комиссий, другие лица:

— препятствующие свободному осуществлению гражданином права свободно избирать и быть избранным,

— занимающиеся агитацией в день выборов,

— совершившие подлог документов по выборам, заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение результатов голосования,

— нарушившие тайну голосования,

— совершившие другие нарушения требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Беларуси о выборах.

За это они несут ответственность.

  • Так, статья 9.10 КоАП предусматривает административную ответственность за проведение агитации в день выборов; незаконное привлечение или использование денег или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов; невыполнение решений ЦИК и других избирательных комиссий, если эти деяния не влекут уголовной ответственности.
  • Статья 9.11. КоАП предусматривает ответственность за умышленные уничтожение или повреждение информационных или агитационных печатных материалов, размещенных в соответствии с законодательством на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании или нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы.
  • По статье 9.12 КоАП наказывается нарушение председателем или членом комиссии установленного законом порядка подсчета голосов.

Куда писать жалобы и заявления о нарушениях?

С заявлениями о привлечении к административной ответственности следует обращаться в районные, городские, Минский городской, областные исполкомы, администрации районов в городах, по ст. 9.10 – также к прокурорам, а по ст.9.11 – также в органы внутренних дел.

В уголовном порядке наказывается:

  • по статье 191 УК — воспрепятствование осуществлению гражданином Беларуси права свободно избирать и быть избранным, вести предвыборную агитацию, совершенное с применением насилия, угрозы, обмана, подкупа или иным способом.
  • по статье 192 УК — подлог документов по выборам, или нарушение тайны голосования, или заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение результатов голосования, совершенные лицом, входящим в состав ЦИК или иным лицом, принимающим в установленном законодательством порядке участие в подготовке и проведении выборов.

С заявлениями о возбуждении уголовного дела следует обращаться по месту нахождения комиссии в прокуратуру или отделы Следственного комитета.

В заявлении излагается суть нарушения, подпадающая под санкцию соответствующей статьи КоАП или УК, а также требование привлечь виновных соответственно к административной или уголовной ответственности.

Те нарушения, которые не влекут административную ответственность, могут быть обжалованы вышестоящую комиссию или в прокуратуру по месту нахождения комиссии.

Как срочно стоит писать жалобу?

Обращения о нарушении законодательства Беларуси о выборах, подаются в комиссии, госорганы и организации не позднее чем в десятидневный срок со дня выборов, если иные сроки не установлены Избирательным кодексом (например – на неправильность списков избирателей, поданные в день выборов или накануне, — немедленно). Обращения, поданные по истечении установленных сроков, оставляются без рассмотрения по существу,.

Обращение подает гражданин или его представитель, осуществляющий свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или приравненной к ней доверенности (ст. 186 Гражданского кодекса)

Обращения о нарушении законодательства Беларуси о выборах, поступившие в комиссии, государственные органы и организации, рассматриваются в трехдневный срок со дня поступления обращения, а обращения, связанные с реализацией гражданами избирательного права, поступившие в день выборовнемедленно.

Обращения, в которых содержатся сведения, требующие проверки, рассматриваются не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления.

Заявитель вправе знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением его обращения.

Жалобы на решения комиссий рассматриваются на заседаниях комиссий. О дате, времени и месте проведения заседания сообщается заявителю, который вправе присутствовать при рассмотрении жалобы.

Комиссия, рассмотрев жалобу, решает:

  • отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу;
  • отказать в удовлетворении жалобы;
  • оставить жалобу без рассмотрения, если заявителем не соблюдены порядок или сроки подачи жалобы, установленные ИК.

Вышестоящая комиссия вправе при необходимости рассмотреть обращение по вопросу, относящемуся к компетенции нижестоящей комиссии.

Однако, отметил Павел Сапелко, обычно госорганы, в том числе правоохранительные, пересылают жалобы и заявления в комиссии по выборам, тогда как полномочия участковых комиссий прекращаются после завершения на территории участка для голосования выборов, а полномочия районных, городских, районных в городах комиссий — после официального опубликования итогов выборов.

Полностью рекомендации читайте по ссылке.