«Это дело вкуса» — Писатель Чергинец рассказал, почему против БЧБ-флага и почему российский триколор – «это совершенно иное»

24.06.2021 14:28
Политика Мнение Редакция
В чем проблема Официальной датой возникновения бело-красно-белого флага

В Беларуси могут запретить бывший государственный бело-красно-белый флаг, который в своих произведениях и выступлениях поддерживали многие народные поэты и народные писатели Беларуси. Попросили главу Союза писателей Беларуси Николая Чергинца прокомментировать это.

В чем проблема

Официальной датой возникновения бело-красно-белого флага является 1917 год. Его автором считается инженер и архитектор Клавдий Дуж-Душевский, который затем был узником нацистских и сталинских концлагерей. При этом сочетание белого и красного цветов базовое для белорусской народной культуры – ручников, одежды.

В 1917 году бело-красно-белый флаг висел на Первом Всебелорусском съезде.

Как сообщили в официальном «Белорусском союзе журналистов», в КГБ Беларуси поступил на согласование проект акта МВД «Об установлении перечней организаций и иных структур, нацистской символики и атрибутики».

Документ содержит перечень нацистской (коллаборационистской) символики и атрибутики. В частности, отмечается, что клич “Жыве Беларусь!” и бело-красно-белый флаг («БЧБ») – использовался карателями и полицаями в годы Второй мировой войны.

«Это дело вкуса»

В связи с этим корреспонденты Телеграфа спросили мнение главы Союза писателей Беларуси Николая Чергинца на этот счет.

«Дело в том, что «Жыве Беларусь!» — это одно дело, а бело-красно-белый флаг — наши люди, которые бросились к немцам и стали полицаями, с этими повязками ходили и под этим флагом вешали людей», — отметил глава СПБ.

Николай Чергинец заявил, что не может приветствовать такой флаг. При этом он подчеркнул, что БНР бело-красно-белый флаг «немцы навязали».

«Историю нельзя извратить, но нельзя ее превращать в какую-то догму, когда пытаются где-то ошибочный ход сделать, что это все законно», — сказал глава Союза писателей.

Те же белорусские писатели и поэты, которые поддерживали бело-красно-белый флаг, по словам Николая Чергинца, не видели то, что видел он. В целом, добавил он, «значит, он нравился им, это дело вкуса».

«Кто против того, что жыве Беларусь?. Просто извращают понятие этого. То, что он так говорит, это он прав, а больше никто. Если бы правильно подавали эту идею, можно было бы разговаривать», — прокомментировал идею запретить цитату из стиха Купалы Николай Чергинец.

«А я категорически против флага этого и этих повязок. Даже я помню, носили почему-то эти повязки в черных костюмах полицейские из Украины. Они тоже надевали бело-красно-белые, но не всегда. Латыши, литовцы здесь присутствовали – тоже самое надевали эти повязки», — сказал глава Союза писателей.

Российский триколор – это другое

При этом относительно современного российского триколора, которые использовали российские коллаборационисты во Второй мировой войне, в том числе и на территории Беларуси, Николай Чергинец не видит оснований для его запрета из-за его использования власовцами:

«Даже немецкие шпионы носили советскую форму. Так что? Будем смеяться и говорить, что это доказательство? Предатели, чтобы играть двойную роль брали это. История же этого флага иная, триколор и до того был много лет. Это совершенно иное».

Говоря же о писателях и поэтах, которые были сторонниками бело-красно-белого флага и лозунга «Жыве Беларусь!», глава СПБ заявил, что орден Ленина Максиму Танку, который писал, что «пад сцягам бел-чырвона-белым чакае перамога нас», давали «не за это» и вообще он «мог ошибиться».

Гроб Василя Быкова же, сказал Николай Чергинец, «насильно накрыли бело-красно-белым флагом», а сам он «перед смертью во многом разочаровался».

А что говорили писатели?

Примечательно, что автором лозунга «Жыве Беларусь!» является народный поэт Беларуси Янка Купала. Его в своем партизанском марше использовал другой народный поэт Пимен Панченко. Стихотворение о бело-красно-белом флаге в 1930 году писал еще один народный поэт Максим Танк, который в 1995 году выступал против лишения его статуса государственного. С поддержкой БЧБ-флага выступали народные поэты Рыгор Барадулин и Нил Гилевич, классики белорусской советской литературы Геннадий Буравкин. Все они были либо участниками, либо свидетелями Второй мировой войны.

«Бело-красно-белый флаг им, видите ли, ненавистен за то, что его носили полицаи. Так полицаи же носили и штаны, что же тогда следует из ваших ученых выводов, уважаемые господа? Нет сомнения, все это будет смешно и нелепо даже через очень короткое время. Но сейчас не смешно. Сейчас больно и обидно, ведь тупой жандармский сапог по-прежнему попирает и физическое существование нации, и ее столетние духовные достояния. Которые она по крошке вырабатывала собственными усилиями, усилиями своих лучших людей, собирала и сберегала — через войны, голод, нищету, иноземное господство», — писал народный писатель-фронтовик Василь Быков.

Мнение авторов или участников интервью может не совпадать с позицией редакции! Если вы эксперт в своей области, пишите нам, предлагайте свое собственное мнение.