Как белорусам отличить несанкционированный митинг от легального сбора подписей. Что говорят в милиции и ЦИК

08.06.2020 15:27
Политика Полезно Редакция

ГУВД Мингорисполкома сообщило 7 июня о задержании организаторов и наиболее активных участников несанкционированного митинга в Минске. Но, как отличить во время избирательной кампании, когда проходят легальные пикеты по сбору подписей, от нелегальных? Разбирались корреспонденты Телеграфа.

Как сообщила корреспонденту агентства «Минск-Новости» официальный представитель ГУВД Мингорисполкома Наталья Ганусевич, в настоящее время правоохранители устанавливают иных лиц, принявших участие в данной акции. Она отметила, что при задержании некоторые граждане оказали неповиновение законному требованию милиционеров, препятствуя выполнению ими своих обязанностей. По ее словам, в отношении задержанных начат административный процесс.

По информации правозащитников, среди задержанных также есть члены инициативных групп двух претендентов в кандидаты в президенты Ольги Ковальковой и Светланы Тихановской – Валентин Фролов и Олег Бобровский соответственно. 8 июня Фролова осудили на 15 суток ареста, Бобровского – на 20.

На просьбу корреспондента Телеграфа пояснить, как отличить легальный предвыборный пикет от несанкционированного митинга, Наталья Ганусевич посоветовала изучить статью ГУВД «О проведении массовых мероприятий».

«Вы изучите этот материал. Я на месте буду. Мы с вами проговорим эти моменты», — отметила она.

В статье на сайте ГУВД даются основные характеристики собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, а также обязанности их участников.

«Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы», — говорится в статье МВД.

А вот, что говорится про пикетирование:

«Пикетирование – публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста».

Согласно Избирательному кодексу, «сбор подписей избирателей может осуществляться в форме пикетирования. Получение разрешения на проведение пикетирования для указанных целей не требуется, если оно проводится в местах, не запрещенных местными исполнительными и распорядительными органами». Каких-либо других ограничений в ИК не описано.

Но как отличить нелегальную массовую акцию от легального пикета по сбору подписей – ни слова ни в Избирательном кодексе, ни в статье МВД. Получается, что разница может быть только в толковании представителями того же МВД.

Попытки перезвонить и получить ответ от Натальи Ганусевич результата не дали – больше никто трубку не поднимал. Аналогично не отвечал телефон и пресс-секретаря МВД Ольги Чемодановой. Редакция Телегафа не оставляет попыток связаться. Статья будет обновлена, как только мы получим уточненную информацию от МВД.

Нас интересуют ответы милиции на вопросы:

1. Что можно делать белорусу на легальном пикете, а какие его действия на этом же пикете могут привести к задержанию за участие в нелегальном митинге?
2. Чем отличаются легальные пикеты по сбору подписей от несанкционированных массовых мероприятий?
3. Пошагово объяснить, как следует вести себя гражданам в случае, если они оказались на несанкционированных массовых мероприятиях по незнанию, перепутав их с легальными пикетами по сбору подписей.

В Центральной избирательной комиссии на просьбу прокомментировать ситуацию посоветовали писать официальное письменное обращение. Письменные и электронные обращения рассматриваются ЦИК не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее 1 месяца после поступления. К моменту, когда ЦИК ответит редакции, срок сбора подписей может уже закончиться.

Что может быть не так с пикетами?

Поэтому мы дозвонились юристу кампании наблюдения «Право выбора» Виктору Янчуревичу. Специалист рассказал, что в рамках сбора подписей законодательство разрешает «ставить свои столики, стенды на улицах городов и тем самым подтягивать избирателей и собирать подписи». По его словам, в ситуации с задержаниями 7 июня непонятно все ли задержанные были членами инициативных групп и действительно ли они собирали подписи.

Если действительно были задержаны члены инициативных групп, которые собирали подписи, то является нарушением их прав, отметил собеседник.

В то же время, рассказал юрист, если на пикетах не идет сбор подписей, под прикрытием избирательной кампании ведется агитация за какие-либо вопросы или идеи, «правоохранители расценивают их как несанкционированные массовые мероприятия, которые следует проводить согласно закону о массовых мероприятиях».

Виктор Янчуревич отметил, что во время сбора подписей запрещено раздавать какие-либо материалы.

«Когда идет раздача, используется звукоусиливающая аппаратура и призывы не подходить и отдавать свои подписи в поддержку кандидата, а ведется какая-либо иная пропаганда, то это могут квалифицировать не как предвыборный пикет по сбору подписей, а несанкционированное массовое мероприятие», — подчеркнул юрист.

Мы также попросили представителя кампании «Право выбора» оценить легальность средств, применяемых на пикете в поддержку Александра Лукашенко, который прошел 5 июня возле торгового центра «Дана Молл» в Минске. Там, в частности, громко играла музыка, была организована игровая зона с настольным футболом.

Виктор Янчуревич отметил, что законодательство ничего не говорит относительно дополнительного интерактива на пикетах по сбору подписей.

«Можно ли это рассматривать как дополнительное средство привлечения избирателей или как подкуп – не знаю. Следует обратиться в Центральную избирательную комиссию с соответствующим обращением», — рассказал он.