«Новые разногласия – лишь вопрос времени» — Политолог Прейгерман рассказал о последствиях углубления интеграции Беларуси и России

01.11.2021 11:36
Политика Мнение Редакция
Осложнения процесса Прейгерман напомнил, что в декабре 2018

Директор Совета по международным отношениям «Минского диалога», политолог Евгений Прейгерман порассуждал на тему интеграции Беларуси и России: какие разногласия были у стран на начальных этапах, какого подхода они придерживаются сейчас, и рассказал о «неразвязанных узлах», «новых разногласиях» и «сложных переговорах».

Осложнения процесса

Прейгерман напомнил, что в декабре 2018 года начались «интенсивные переговоры об углублении интеграции в рамках Союзного государства». По его словам, «Минск был явно заинтересован в сохранении особых отношений», однако «с самого начала возникло несколько принципиальных разногласий, которые осложнили дальнейший прогресс».

Например, «Минск категорически возражал против углубления политической интеграции и создания наднациональных органов», поэтому в конце 2019 года «политическая дорожная карта» была снята с повестки, и стороны сосредоточились только на экономических вопросах». Но и там, как сказал политолог, «некоторых разногласий было сложно избежать», как в вопросах цен на гез и нефть.

«Минск настаивал на том, что введение равных цен или, по крайней мере, поэтапное движение в этом направлении, необходимы для дальнейшей институциональной интеграции. Москва, со своей стороны, не отказывалась от этой идеи, но настаивала, что вначале должен произойти институциональный прогресс в интеграции», — написал Прейгерман.

«В конце 2019 – начале 2020 года переговоры зашли в тупик, и у обеих сторон не хватало политической воли для его разрешения. Беларусь вступала в период президентской кампании, и правительство не видело в интеграционных переговорах большой электоральной пользы. Россия, очевидно, надеялась, что выборы ослабят позиции Лукашенко внутри Беларуси и нанесут ущерб его отношениям с Западом и, таким образом, сделают его более сговорчивым в конфликтных вопросах интеграции. Политический кризис в Беларуси, разразившийся в августе 2020 года, подтвердил эти ожидания», — заявил он.

Новый подход России к Беларуси

Как написал политолог, «спустя несколько месяцев Минск и Москва начали вторую волну интеграционных переговоров уже в качественно новой политической и экономической среде»

По его словам, союзные программы «на первый взгляд больше похожи на компромиссное соглашение, чем на односторонние уступки Минска, что «звучит несколько нелогично, учитывая беспрецедентно ослабленную позицию белорусского правительства». Прейгерман считает, что это «отражает осознание Москвой, что в новых политических условиях время на ее стороне».

«У Беларуси сузилось пространство для международного маневра, что автоматически повлечет за собой двустороннюю интеграцию, поскольку Минску «больше некуда идти» и, следовательно, он как никогда зависит от России. Таким образом, российское правительство сейчас, вероятно, придерживается другого, более спокойного и стратегического подхода к Беларуси, чем до 2020 года. Тем более, что страны активизируют сотрудничество в новой области – противодействии последствиям западных санкций», — заявил Прейгерман.

«Не развязаны самые сложные узлы»

В заключение политолог подчеркнул, что «по ряду программ, в том числе в сфере энергетики, реализация ожидается в течение более двух лет, и цели выглядят не очень амбициозно (например, в газовой сфере предусматривается согласование принципов функционирования и регулирования общего газового рынка только к декабрю 2023 года)».

«Перенос сроков по сути означает желание «вынести за скобки самые сложные вопросы», о чем переговорные группы рассуждали летом. Таким образом, не развязаны самые сложные узлы, а значит, новые разногласия и сложные переговоры – лишь вопрос времени», — сделал вывод он.

Но добавил, что «неверно думать, как это делают некоторые комментаторы, что 28 союзных программ просто повторяют то, что уже многократно происходило в отношениях Беларуси и России: торжественно заключенные соглашения, которые впоследствии не выполняются».

«Хотя сами по себе программы вряд ли станут крупным интеграционным прорывом, они все равно предполагают качественное продвижение интеграции. Учитывая текущие политические обстоятельства в Беларуси и вокруг нее, которые беспрецедентно ограничили международные возможности Минска, представляется крайне маловероятным, что Беларусь сможет уклониться от выполнения большинства согласованных обязательств, даже если она предпочтет это сделать», — написал аналитик.

«Таким образом, само углубление двусторонней интеграции становится свершившимся фактом, хотя его масштабы и интенсивность еще предстоит увидеть. Нет сомнений, что Минск будет стараться следовать интеграции строго в рамках формулы «два государства – один рынок», предложенной бывшим премьер-министром Беларуси Сергеем Румасом в 2019 году. Тем не менее, теории функционализма говорят нам, что углубление экономической интеграции неизбежно будет иметь серьезные последствия для большинства других сфер политики Беларуси», — резюмировал он.

Мнение авторов или участников интервью может не совпадать с позицией редакции! Если вы эксперт в своей области, пишите нам, предлагайте свое собственное мнение.