Останется ли Лукашенко у власти после референдума о Конституции? Поговорили с юристом, как может работать ограничение в два срока и при чем тут «обнуление»

23.07.2021 09:19
Политика Мнение Редакция
Вариантов, на самом деле, есть несколько и все

Официальная Конституционная комиссия Беларуси направила 22 июля свои предложения по изменению основного закона страны Александру Лукашенко. Всего предлагается внести правки в 59 статей Конституции, включить в нее 16 новых статей и исключить две. Самый интересный вопрос - сможет ли Александр Лукашенко снова стать президентом после ее принятия? Ведь там говорится о максимум 2-х сроках, а у него за плечами куда больше.

Вариантов, на самом деле, есть несколько и все они связаны с понятиями «переходные положения» и «обнуление сроков». Разбираемся.

Как предлагают менять Конституцию власти

Среди предложений конституционной комиссии – возврат отмененного в 2004 году ограничения по двум президентским срокам для одного человека, повышение возраста для претендента на высший пост в стране сразу на 5 лет, увеличение срока полномочий депутатов еще на год и так далее. Есть там и довольно экстравагантные предложения, например, о том, что брак – это союз мужчины и женщины.

При этом, как отметила несменяемая четверть века глава ЦИК Лидия Ермошина, перечень всех новаций будет обозначен только в одном вопросе: «Если с чем-то не согласен, то, значит, будет голосовать против всех поправок».

То есть, если вы за брак как союз мужчины и женщины – то извольте голосовать и за очередной год службы депутатов. Последних тогда, к слову, и отозвать больше нельзя будет, хотя и в 2020 году это ни у кого не получилось.

Похожую схему использовали власти России все в том же 2020 году, когда «обнуляли» президентские сроки Владимира Путина. Тогда голосование тоже проходило скопом, поправки включали всевозможные изменения, в том числе и уже упомянутый брак. Но при этом содержали они и такие поправки, как обнуление президентских сроков главы Кремля с момента вступления изменений в Конституции в силу и разрешение ему избираться еще дважды, несмотря на ограничения в два срока. По мнению ряда российских политологов, именно последнее и было ключевым в ходе конституционного референдума.

Как часто применяется обнуление?

Обнуление президентских сроков после изменений Конституции является не таким уж и редким явлением.

«Обнуление» — это решение о том, что после изменений в Конституции действующий президент отсчитывает срок пребывания у власти с момента принятия новой Конституции. 

По данным доктора Александра Батуро из университета Дублина, с 1945 года по 2018-й его применяли 95 президентов в 129-и случаях.

Например, обнуление активно применялось в таких странах Африки, как Бурунди, Камерун, Чад, Конго, Джибути, Габон, Гвинея, Намибия, Судан, Того, Уганда, Буркина-Фасо, Нигер, Руанда, Сенегал.

Но не стоит думать, что это прерогатива лишь африканского континента. Так, в 2009 году отменил ограничения по количеству президентских сроков друг Александра Лукашенко – президент Венесуэлы Уго Чавес. А в 2013-м, после изменения названия страны, в очередной раз стал президентом Боливии еще один союзник Минска – Эво Моралес.

На постсоветском пространстве изменениями Конституции для сохранения своей власти пользовались президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Кыргызстана Аскар Акаев, Таджикистана Эмомали Рахмон, Узбекистана Ислам Каримов. К слову Акаеву и Моралесу обнуление не помогло остаться в президентском кресле: первого свергли в 2005 году, а второго – в 2019-м.

А что у нас?

Не обошло обнуление стороной и Беларусь. В 1996 году была изменена Конституция 1994 года. В результате этого избранный на президентский пост также в 1994 году Александр Лукашенко начал отсчитывать свое пребывание у власти с момента вступления в силу изменений Конституции. Именно об этом гласила статья 144 обновленного основного закона Беларуси: «Президент Республики Беларусь сохраняет свои полномочия. Срок его полномочий исчисляется со дня вступления в силу настоящей Конституции».

В результате этого Александр Лукашенко провел президентские выборы в 2001 году, а не в 1999-м, как должно было быть изначально. А через три года ограничение президентских сроков, которое сейчас пытаются вернуть, вообще отменили, что позволило ему продолжать избираться и в 2006-м, и в 2010-м, и в 2015-м, и в 2020-м.

И хотя самоназванная «правая рука Лукашенко» Юрий Воскресенский и заявляет, что обнуления президентских сроков не будет, а Лукашенко – «простой и честный, и в игры не играет», вопросы у его оппонентов к предлагаемым изменениям остаются.

Мы попросили юриста Михаила Кирилюка, который также является участником Народного антикризисного управления, высказать свое мнение о предлагаемых изменениях Конституции.

Эксперт отметил, что «особого смысла обсуждать проект Конституции в части содержания» нет, поскольку, исходя из опыта 2020 года, «исполнение законов важнее, чем их подписание».

«Косметические уступки без существенных реформ»

По словам Михаила Кирилюка, такое обширное наполнение изменений Конституции различными вопросами преследует несколько целей. В частности, он полагает, власти таким образом пытаются отвлечь внимание от вопросов с легитимностью занимаемого Лукашенко поста.

«Косметические уступки без существенных реформ. Например, ограничение нахождения на посту президента двумя сроками, отмена права президента издавать декреты, имеющие силу закона — безусловно, положительные изменения. Но до тех пор, пока у власти находится Лукашенко, принятие этих норм не меняет реальную ситуацию с законностью в стране. Появление должности “уполномоченного по правам человека” в стране, которая по соблюдению прав на мирные собрания рассматривается ООН в одной группе с Колумбией и Нигерией, иначе как издевкой не назовешь», — считает юрист.

Касательно возможного обнуления президентских сроков Александра Лукашенко он отметил, что до сих пор не были опубликованы переходные положения к Конституции.

«Переходные положения — это статьи, в которых расписывается, когда и как вступает в силу документ, когда начинают действовать какие положения, как его принятие влияет на иные акты. Это довольно странно (что о них ничего не говорят — Ред), поскольку при разработке любого закона, в соответствии с инструкцией, переходные положения готовятся, а принятие документа такого уровня в принципе невозможно без них. Возможно, их не публикуют сейчас, опасаясь вызвать всплеск народного возмущения», — предположил Михаил Кирилюк.

При этом он отметил, что даже если переходные положения поправок к Конституции не будут содержать обнуления сроков, нахождение у власти еще четыре года Александра Лукашенко категорически не устраивает оппозицию.

«В этом проекте и самом факте его подачи я  вижу только неуклюжую попытку отсрочить транзит минимум на 4 года, а там “как получится”», — подчеркнул Михаил Кирилюк.

«Голосование за более густую баланду»

«Больно признать, но по уровню соблюдения прав человека Беларусь сейчас близка к концентрационному лагерю — и это не мое личное мнение, а выводы из отчетов ОБСЕ и ООН. Воскресенский называет это ”скорректированной демократией”?» — отметил собеседник.

По мнению юриста, официальный проект поправок в Конституцию можно сравнить «не с освобождением из лагеря, а с голосованием за более густую баланду». А у «граждан Беларуси, кроме узкого круга избранных не было шансов повлиять на текст основного закона страны», заявил юрист.

При этом он отметил, что демократические силы выложили свою версию конституции на всеобщее обсуждение на сайте kanstytucyja.online, где уже разработаны две редакции и рабочая группа продолжает получать предложения. По мнению Михаила Кирилюка, «чем больше людей примет участие в обсуждении проекта, в который любой человек может реально внести правки — тем ближе проект Конституции будет народу и тем больше шансов на то, он из текста станет реально работающим актом».

Впрочем, глава Совета Республики Наталья Кочанова тоже обещает обсуждение проекта Конституции, написанного комиссией, созданной Александром Лукашенко.

«Это только проект, который будет дорабатываться, обсуждаться. У нас идет бурное обсуждение. Ни один вопрос мы не рассматривали, чтобы это не вызывало каких-то дебатов между даже членами Конституционной комиссии, потому что мы понимаем меру своей ответственности за вынесение этого законопроекта на рассмотрение главы государства, потому что мы понимаем меру своей ответственности за вынесение этого законопроекта на рассмотрение главы государства, а в дальнейшем и на рассмотрение нашего народа. Поэтому, конечно, мы будем учитывать мнения граждан, которые будут еще поступать», — пообещала Наталья Кочанова.

Однако как будет проходить обсуждение и по каким принципам будут отфильтровываться предложения «народа», она не уточнила. Ведь даже вышеуказанное «бурное обсуждение» внутри самой комиссии никак не отражается в госСМИ. О чем спорят, между чем выбирают назначенные Александром Лукашенко комиссионеры — никто не знает. Почти…

Мнение авторов или участников интервью может не совпадать с позицией редакции! Если вы эксперт в своей области, пишите нам, предлагайте свое собственное мнение.