Первая женщина-премьер, выход из Союза с Россией или имитация реформ — эксперты рассказали, что ждут от нового правительства Беларуси

26.05.2020 11:33
Политика Мнение
Во время совещания 25 мая Александр Лукашенко заявил,

Правительство в основном играет роль штаба для решения важных социально-экономических задач, стоящих перед страной. Играют ли роль персоналии, которые в него входят? Читайте, что говорят об этом эксперты.

Во время совещания 25 мая Александр Лукашенко заявил, что намерен до выборов сформировать новый состав правительства.  «Мы всегда после регистрации кандидатом в президенты действующего президента объявляли новый состав правительства. До выборов. Это был принципиальный вопрос, чтобы люди видели, с кем мы будем работать», — сказал президент.

Лукашенко: большинство членов правительства останутся на своем месте

Глава государства отметил, что к соответствующим кадровым вопросам подступались еще некоторое время назад, когда Администрацию президента возглавляла Наталья Кочанова. «Об этом говорили, и очень многих министров мы назначили полгода назад, и увидели их в деле. И сегодня можем сделать вывод, могут они работать в новом правительстве или не могут», — отметил президент.

«Но должен сказать, что по большом счету я не имею претензий ни к одному из этих людей. Но, понятно, жизнь идет, и перемены эти должны быть», — поручил глава государства.

«Никто из членов правительства не должен ни обижаться, ни напрягаться. Я уверен, что подавляющее большинство ныне действующих членов правительства останутся на своих должностях. Сейчас надо просто экзамен сдавать. Если все сдадут — ради бога. Поэтому надо шевелиться, но не суетиться», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Дракохруст: Мало никому не покажется — Лукашенко может назначить премьером более грозного персонажа

Нынешний глава правительства Сергей Румас возглавил его 18 августа 2018 года, придя на должность из кресла руководителя Банка Развития Республики Беларусь. У него пять заместителей: Дмитрий Крутой, Владимир Дворник, Владимир Кухарев, Юрий Назаров и Игорь Петришенко.

Мы попросили экспертов спрогнозировать, кто может остаться в новом правительстве, а кто может уйти.

Романчук ставит на Кочанову или Шеймана

Как отметил исполнительный директор аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук, Лукашенко подчеркивает, что у него нет претензий к нынешнему правительству. «Он сам себе решил, что перед каждыми выборами надо менять правительство, проводить ротацию. Естественно он также понимает, что две пятилетки полностью провалены и надо каким-то образом что-то менять и формально что-то делать», — считает эксперт.

Он обратил внимание на состав участников вчерашнего заседания. На совещание были приглашены глава Администрации президента Игорь Сергеенко, председатель Совета Республики Национального собрания Наталья Кочанова, Управляющий делами президента Беларуси Виктор Шейман и председатель ФПБ Михаил Орда.

«Логика подсказывала, что нужно было пригласить какое-то прореформаторское лицо. Но экономическая наука сейчас в загоне и спрос на реформаторские решения нет, поэтому я думаю, что новым премьер-министром будет Виктор Шейман. Это человек, который обеспечит полный контроль за ресурсами, это железобетонный человек. С выборами парламента ожидались новые кадры, но Лукашенко решил, что нужны проверенные люди. А Шейман — такой человек. Так что, высока вероятность его назначения на должность главы правительства. Либо это будет Наталья Кочанова. Эта два человека, которые первые в моем списке, исходя из логики Лукашенко, как я его понимаю», — сказал Ярослав Романчук.

При этом он отметил, что со сменой правительства, ничего не изменится. «Как может что-то поменяться, если не идет речи о смене курса, что необходимо делать анализ ошибок, делать полноценный диалог с учеными и бизнесом. Это будет имитация новшеств, речь идет о том, чтобы не упустить контроль, не допустить номенклатурного шараханья, тех решений, которые могли бы изнутри подорвать целостность власти. Изменения могут произойти только после 2022-2023 годов, когда состоится референдум. До этого будут только ухудшения, сжимание, рецессия. Старая группа будет распределять ресурсы так, как они считают нужным. Речь идет не о реформе, а о контроле, чтобы не допустить шараханий на период выборов и до проведения конституционного референдума», — заключил эксперт.

Гриц: правительству придется решать, что будет, если мы выйдем из союзных отношений

По мнению  зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации, кандидата экономических наук Георгия Грица, смена правительства стала традиционной практикой избирательной кампании. Президент выходит на выборы с уже сформированной командой и программой, которая будет реализовываться. «Если подавляющее большинство кандидатов в президенты говорят, что сформируют команду потом, в случае победы на выборах, тут несколько другой подход. И это неудивительно. Состояние экономики, которое мы видим, ассоциируется с действующим президентом, поэтому в принципе для расстановки точек над «і» его позиция понятна —  выходить на выборы надо с «персонализацией». Президент имеет право принимать решение, которое считает нужным. Это его конституционное право», — подчеркнул эксперт.

При этом он не назвал конкретных лиц, которые могли бы попасть, по его мнению, в правительство, но назвал задачи, которые перед ними стоят. При этом эксперт заметил, что президент не анонсировал полную смену правительства, а будет преемственность.

«Те, кто назначен в этом и в конце прошлого года, скорее всего, останутся.  Но, сегодня есть внешние и внутренние угрозы, которые требуют новых подходов, новых кадров. Это тот же коронавирус, который превратился из медицинской в социально-экономическую проблему. Идет переформатирование мировой экономики. А так как в Беларуси открытая экономика, то естественно это сильно сказывается на нас. Второе — это смена технологического уклада, четвертая промышленная революция, переход от массового производства к производству товаров индивидуальных потребностей. Объем мирового производства в два раза превышает объем мирового потребления, а это значит не конвейеры, а гибкие производства, цифровые технологии. И здесь новое правительство должно проводить определенную политику. Правительство любой страны — это лакмусовая бумажка удовлетворения социальных потребностей. Именно тренды и вызовы требуют несколько нетрадиционных инновационных подходов», — считает Георгий Гриц.

По его мнению, правительству предстоит пересмотреть вопрос вхождение Беларуси в разного рода союзы, в том числе с Россией.

«Эта должна быть согласованная стратегия. Решать не что будет, если мы углубим интеграцию, а что будет, если мы выйдем из союзных отношений и станем такими нейтральными, как, например, Швейцария. Поэтому, я считаю, что новые фигуры необходимы в правительстве. Тут необходимо переосмысление государственной политики. Аппарат Совета министров необходимо не просто оптимизировать, сокращая количество людей в нем, а сократить функционал с целью снижения вмешательства государства в бизнес. Надо спустить ответственность управления на местные органы, или отраслевые министерства, или даже на сами предприятия», — считает эксперт.

При этом он считает важным пересмотреть отношение к госпредприятиям, отделив их социальную функцию от коммерческой. «Это стратегические вопросы, которые правительство должно решать сегодня. Необходимы свежие стратегические решения», — заключил Георгий Гриц.

Автор: Марина Носова

Обозреватель, журналист по призванию. Высшее техническое образование.

Мнение авторов или участников интервью может не совпадать с позицией редакции! Если вы эксперт в своей области, пишите нам, предлагайте свое собственное мнение.