«Политическая команда поступила» — Минтранс подтвердил, что Беларусь могут отключить от европейской базы данных о воздушном движении

«В настоящее время такая проблема существует. Мы находимся
A Embraer-175 aeroplane, bought by Belavia company, arrives at Minsk National Airport, Belarus April 19, 2018., Image: 434708733, License: Rights-managed, Restrictions: , Model Release: no, Credit line: VASILY FEDOSENKO / Reuters / Forum

Директор Департамента по авиации Минтранса Беларуси Артем Сикорский 3 ноября подтвердил информацию, что «Белаэронавигацию» могут отключить от европейской базы данных о воздушном движении (глобальная система авиаданных AIS (EAD)).

«В настоящее время такая проблема существует. Мы находимся в диалоге с нашими европейскими партнерами. К сожалению, наши европейские партнеры объясняют, что это политическая команда поступила. Она никак не связана с вопросами нашего взаимодействия. Наверное, это самая неприятная часть, что авиацию используют для недобросовестной конкуренции, инструмент оказания давления», — сказал Сикорский, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции.

При этом добавил: «Мы пытаемся, продолжаем работу с нашими европейскими партнерами для решения этой проблемы. Но, к сожалению, она находится в критической плоскости, о чем заявляют наши партнеры».

Что такое база AIS?

Европейская база данных AIS (EAD) — это справочная аэронавигационных данных, крупнейшая в мире. Она дает доступ к Европейской конференции гражданской авиации ( ECAC), NOTAM (извещения для пилотов самолетов), PIB (бюллетени предполетной информации), AIP (сборник аэронавигационной информации). А также другим сообщениям пилотов и диспетчеров, которые обеспечивают безопасность полетов.

То есть, без использования базы будет невозможно узнать, что происходит в воздушном пространстве.

Эксперты пишут, что если решение об отключении Беларуси от этой системы примут, то самолеты вообще не смогут летать из страны и в страну. Потому что у них не будет данных, необходимых для выполнения полетов по маршруту и для захода на посадку.

Например, если самолет полетит через Беларусь при отключении системы на карте перевозчика появится черное пятно, которое надо облетать. Что чревато для любого перевозчика, в том числе и экономически. К тому же, рейсам нужно передавать информацию в страну прибытия. Выполнять полеты без связи наземных диспетчерских пунктов запрещено авиационными правилами. Связь должна быть постоянной по всему маршруту полета.

Санкции против «Белаэронавигации»

Напомним, предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» находится пол санкциями Евросоюза после инцидента с посадкой самолета Ryanair  в Минске.

18 октября стало известно что «Белаэронавигация» подалп в суд на ЕС с требованием их отменить. В своем иске предприятие  утверждает, что оспариваемые действия Совета ЕС не имеют фактического обоснования и настаивает, что ЕС придумал несоразмерное наказание. Все потому, что «санкции рискуют поставить под угрозу обеспечение безопасности полетов в международной авиации».

Сикорский заявил, что сейчас «те убытки, которые связаны с необходимостью облета, а также та упущенная выгода в рамках непродуманных действий наших европейских партнеров монетизируется».

И добавил, что «упущенная выгода состоит из некоторых элементов. Это связано и с облетом, и с потерей рынка. Упущенная выгода, мы рассчитываем, где-то около $10 млн в месяц», а также уточнил, что речь идет о потерях гражданской авиации в целом.

Кроме того он допустил, что в случае новых санкций беларусский перевозчик может использовать российские самолеты.

«Лязгнули железным занавесом» — В Минтрансе Беларуси рассказали, почему доклад ICAO готовят более полугода

3 ноября глава Департамента по авиации Минтранса Беларуси Артем Сикорский пожаловался, что «европейские партнеры лязгнули железным занавесом» и объяснил, почему Международная организация гражданской авиации готовит доклад по инциденту с самолетом Ryanair более полугода.