
Старший научный сотрудник Центра европейской трансформации, кандидат социологических наук Оксана Шелест рассказала зачем, по ее мнению, белорусские власти пытаются ограничивать доступ к данным социологических опросов и почему это “недейственные усилия”.
“Все довольно очевидно. Белорусский режим понимает, что правда не на его стороне, и пытается максимально ограничивать доступ к объективной информации в государстве. Почему не публикуются данные Белстата? Вернее, публикуются, но в таком усеченном виде, что из них ничего нельзя понять. Все запреты, связанные с распространением информации, — это попытка потушить пожар бензином, направленная на укрепление государственной монополии на информацию”, — передает Thinktanks.by слова эксперта.
Опыт лета 2020 года
По мнению Оксаны Шелест, действия властей на этом фронте абсолютно понятны. Именно благодаря осознанию того, что людей недовольных властью большинство и начались события лета 2020 года. Отправной точкой растущего протеста стал знаменитый мем про 3%, считает социолог.
Белорусская власть учла, полученный опыт. Она “пытается сохранить монополию на информацию о событиях в стране и не допускать влияния независимых источников, объективной информации на общественное мнение”, — считает Оксана Шелест. Действия власти в этом направлении, по ее мнению, вполне очевидны.
Социология — это не просто опрос
Эксперт рассказала о том, что сейчас происходит с независимой социологией в Беларуси.
“Тезис об уничтожении социологии не очень явный. Независимые социологические институции, которые, среди прочего, имеют возможность проводить массовые опросы, существуют и действуют до сих пор; единственная проблема, что сейчас для проведения подобного рода исследований нужны инструменты. Социология – это ведь не только массовый опрос”, — пишет Thinktanks.by со слов Оксаны Шелест.
Социолог обьяснила, что на сегодняшний день, кроме обычных, поквартирных опросов, которые требуют физического присутствия, физической сети интервьюеров, получили распространение и “технологически обеспеченные онлайн-опросы”. Поэтому помимо государственных социальных институтов, соцопросы проводят и негосударственные организации, как например Белорусская аналитическая мастерская под руководством профессора Андрея Вардомацкого.
Сейчас для проведения социологических опросов даже не обязательно физически находиться в Беларуси, считает Оксана Шелест. Опросы немецких и польских институтов, хоть и с некоторыми оговорками, но проводятся в режиме онлайн. И могут показывать некоторые тенденции, настроения в стране. Разработанный законопроект, по мнению эксперта, это реакция на деятельность таких центров.
«Давно работают на свой страх и риск»
“Социологический институт сам отвечал за методику опроса, за сформулированные вопросы, за репрезентативность, а СМИ могли публиковать результаты, оставляя за публикой право – доверять или не доверять полученным данным”, — объясняет Оксана Шелест.
Теперь власти хотят запретить использовать даже гиперссылки на ранее опубликованную информацию на другом ресурсе. Это попытка ограничить доступ к объективной и независимой информации, считает эксперт.
“Мне кажется, такая попытка бесперспективна, потому что даже традиционные медиа не полностью утратили свое предназначение. А при нынешнем уровне развития соцсетей, новых медиа запретить распространение информации такого рода практически невозможно никакими законами. Появятся новые препятствия, новые сложности и ограничения охватов распространения информации, но это точно не тот ход, который закроет доступ к информации. Это решение из прошлого века”, — передает слова Оксаны Шелест Thinktanks.by.
Вводимый запрет ничего не меняет для зарубежных социологических центров, обьясняет эксперт. Исследования они проводят собственными силами и результаты распространяют тоже по своим собственным каналам. А остальные уже давно работают на свой страх и риск.
«Умному достаточно»
Телеграф писал о том, что заведующий отделом социологии Института социологии НАН кандидат философских наук Николай Щекин заявлял, что считает результаты опроса, обещанного Александром Лукашенко, а потом опубликованного накануне ВНС, честными и поразительными.
А вот бывший директор института социологии НАН Беларуси Геннадий Коршунов не уверен в результатах и методике опроса.
«Выборка — это не тот случай, где важен размер. Вот у одного Мотольки (провел альтернативный опрос — ред.) размер получился больше, чем у Екоом, ЦСПИ БГУ и «Украинской политики» вместе взятых. Это что значит, что у Мотольки получилось лучше? Причем Мотолько размером не кичится…», — написал в своем фейсбуке ученый.
«Плюс скорость. 10000 меньше чем за 4 недели. Причем, телефонный «пилотаж» и последующие два этапа исследования. И три дня на формирование, ремонт базы данных и пусть примитивные, но расчеты — это феноменальный скорострел. А ведь еще в анекдоте говорили: «Умеючи — долго», — поделился своими соображениями Геннадий Коршунов.
«Еще интересно распределение ролей в этом групповом пуле исполнителей — кто за что отвечал? Чьи методики, чье поле, чья математика, чей анализ? В общем, самого интересного нам-то и не показали. Впрочем, что тут говорить. Все и так полный сапиенти сат», — сделал вывод ученый