Правозащитники предложили ЦИК считать голоса так, чтобы видели наблюдатели. А как рекомендует ЦИК?

07.07.2020 17:36
Политика Полезно
Исходя из опыта национального и международного наблюдения и
Источник фото: polese.by

На сайте лишенного регистрации правозащитного центра «Весна» появились предложения кампании «Правозащитники за свободные выборы» по поводу того, как повысить прозрачность избирательного процесса. Сообщается, что предложения о повышении прозрачности избирательного процесса были направлены в ЦИК РПОО «Белорусский Хельсинкский комитет».

Исходя из опыта национального и международного наблюдения и опираясь на оценки изложенные в итоговом отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ, представители кампании «Правозащитники за свободные выборы» выдвинули четыре предложения, с помощью которых можно существенно повысить прозрачность избирательного процесса в Беларуси.

  1. Открытый подсчет голосов с демонстрацией бюллетеней наблюдателям

В настоящий момент в Избирательном кодексе (ч.3 ст.55) не указан конкретный способ подсчета голосов. Обычно каждому члену комиссии раздается определенное количество бюллетеней, которые одновременно подсчитываются ими. После подсчета голосов каждый член комиссий передает на листе бумаги цифры с результатами подсчета председателю комиссии, который, суммируя полученные цифры, вносит в протокол полученные результаты.

Правозащитники предлагают определить такой способ подсчета голосов, который бы позволял каждому члену участковой комиссии участвовать в общем подсчете бюллетеней, непосредственно осматривать каждый бюллетень и имеющиеся в нем отметки избирателей. Такая процедура, по их мнению, позволила бы обеспечить и надлежащий уровень транспарентности подсчета голосов для наблюдателей.

Правозащитники также считают, что установление четкой процедуры подсчета голосов, при которой выбор каждого из избирателей по каждому из бюллетеней согласно сделанной отметке можно было бы объявлять вслух, демонстрируя ее наблюдателям, был бы серьезным шагом к большей прозрачности и надежности подсчета голосов.

  1. Следует заверять копию протокола о результатах голосования

В настоящий момент в некоторых случаях избирательные комиссии по просьбе наблюдателей заверяют протоколы, в большинстве же случаев участковые комиссии отказывают в этом, ссылаясь на то, что они не обязаны этого делать.

Представители кампании считают, что если протокол будет заверяться, то это может существенно повысить гарантии прозрачности результатов голосования на выборах.

  1. Разбивка результатов голосования по избирательным участкам

Такая мера, по мнению правозащитников, могла бы также существенно поспособствовать прозрачности избирательного процесса.

Сообщается, что это отмечалось в итоговом отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами 2019 года: «с целью повышения прозрачности и подотчетности, следует публиковать результаты с разбивкой по каждому избирательному участку, при этом такие данные должны включать количество зарегистрированных избирателей, количество голосов, отданных за каждого кандидата, количество голосов «против всех», а также количество действительных, недействительных и испорченных бюллетеней».

  1. Сделать открытыми все принятые, но не опубликованные постановления ЦИК

Как пишут правозащитники, «как следует из анализа мониторинга сайта Центральной комиссии, в разделе, посвященном опубликованию решений Центральной комиссии на выборах 2020 года, отсутствует ряд постановлений, наличие которых следует из нумерации опубликованных документов».

«В частности, отсутствуют следующие постановления Центральной комиссии, принятые с момента назначения выборов Президента Республики Беларусь 2020 года: № № 19-21, 25-80, 82-84. Кроме того, не опубликованы постановления, принятые до назначения выборов: № № 1-9», — пишут они и просят разместить тексты указанных решений либо сообщить о причинах невозможности их опубликования.

Отмечается, что все перечисленные рекомендации направлены на совершенствование избирательных процедур, способствуют повышению прозрачности и открытости выборов для укрепления доверия граждан к государственным институтам в целом.

«Реализация указанных рекомендаций не требует внесения изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Беларусь, а может быть сделана Центральной комиссией в рамках предоставленных ей статьей 33 Избирательного кодекса полномочий», — говорится на сайте «Весны».

Как сообщает TUT.BY, по состоянию на 6 июня избирательные комиссии аккредитовали 33 579 наблюдателей – из них восемь тысяч от профсоюзов и один от БНФ. Набор наблюдателей продолжается.

Как ЦИК предлагает считать голоса

Ранее Телеграф сообщил, что ЦИК опубликовал методические пособия для членов участковых избирательных комиссий. В них свод правил, как надо проводить выборы президента. Особый интерес может вызвать раздел, который касается наблюдателей.

Так, согласно указаниям ЦИК наблюдатели должны находиться в строго установленном месте.

“Председатель участковой комиссии заранее определяет место, с которого наблюдателям разрешается сделать несколько снимков, иллюстрирующих процесс голосования и подсчета голосов. При этом наблюдатель не должен создавать помехи для членов участковой комиссии и избирателей. Председатель комиссии может заранее определить место для таких съемок, разместив там указатель «Место для фотосъемки»”, — говорится в указании ЦИК.

При подсчете голосов установлен такой порядок:

Наблюдатели, присутствующие при подсчете голосов, занимают места, позволяющие им наблюдать за действиями членов участковой комиссии, но так, чтобы не создавать при этом препятствий работе комиссии. Наблюдатели и члены участковой комиссии занимают места, определенные в помещении участковой комиссии, согласно нижеприведенной схеме.

Подсчет голосов на участке для голосования производится отдельно по каждому кандидату в президенты.

На столе (столах, составленных вместе) расставляются таблички с фамилиями кандидатов, и члены участковой комиссии сортируют бюллетени по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также поданным против всех кандидатов (или против кандидата, если голосование проводилось по одной кандидатуре).

Одновременно отделяются недействительные бюллетени. Не допускается уносить стопки бюллетеней для подсчета на другие столы.