«Сговор с целью авиапиратства» — В США обвинили главу «Белаэронавигации» и двух КГБшников по делу о посадке Ryanair в Минске. Подробности

«Сговор с целью авиапиратства» — В США обвинили главу «Белаэронавигации» и двух КГБшников по делу о посадке Ryanair в Минске. Подробности

Прокуратура США на Манхэттене предъявила четырем должностным лицам Беларуси обвинения «в сговоре с целью совершения авиационного пиратства» из-за инцидента с самолетом Ryanair в Минске.

Об этом сообщило популярное американское издание The New Yourk Times. Обвинительный акт подали в Федеральный окружной суд 20 января.

В обвинительном заключении говорится, что «угроза закладки бомбы была фальшивкой, организованной высокопоставленными белорусскими чиновниками, которые стремились задержать летевшего этим рейсом журналиста Романа Протасевича в столице Беларуси Минске».

Обвинения предъявлены генеральному директору Государственной службы аэронавигации Беларуси Чуро Леониду Николаевичу, его заместителю Казючицу Олегу Владимировичу и двум сотрудникам службы безопасности страны, одного из которых зовут Андрей Анатольевич. Согласно акту, им грозит от 20 лет лишения свободы до пожизненного заключения.

«С самого начала полетов с двигателями страны по всему миру сотрудничали, чтобы обеспечить безопасность пассажирских самолетов», — сказал прокурор США по Южному округу Нью-Йорка Дамиан Уильямс. «Обвиняемые нарушили эти стандарты, изменив направление полета самолета для достижения ненадлежащей цели подавления инакомыслия и свободы слова. Благодаря экстраординарной следственной работе совместной группы следователей ФБР по борьбе с терроризмом и контрразведки сегодняшнее обвинительное заключение дает быстрое и публичное объяснение того, что на самом деле произошло с рейсом. Мы полны решимости привлечь к ответственности этих центральных участников шокирующего заговора с целью совершения авиапиратства, которое не только нарушило международные нормы и уголовное право США, но и потенциально поставило под угрозу жизнь четырех граждан США и множества других невинных пассажиров на борту».

Кроме того, в обвинительном заключении также утверждается, что после вынужденной посадки белорусские правительственные чиновники «занимались сокрытием, которое включало указание белорусским авиадиспетчерским службам фальсифицировать отчеты об инцидентах, касающихся отклонения рейса, чтобы скрыть фабрикацию угрозы взрыва и роль в этой схеме сыграли спецслужбы Беларуси».

Обвинение поддерживают представители Минюста США, ФБР и полиции Нью-Йорка. На 22 страницах изложены обстоятельства, при которых борт Ryanair сел в Минске.

Власти Беларуси пока не комментировали информацию.

Текст обвинения

В обвинительном заключении написано, что:

  • «23 мая 2021 года примерно в 6:45 UTC глава «Белаэронавигации» Леонид Чуро и неизвестный сотрудник спецслужб прибыли в минский Центр управления воздушным движением и сообщили дежурным диспетчерам о предполагаемой угрозе взрыва, хотя самолет еще не вылетел из Афин.
  • Чуро и анонимный сотрудник спецслужб разработали план таким образом, чтобы вынудить экипаж самолета отказаться от посадки в Вильнюсе, заявив, что предполагаемая бомба взорвется, если самолет приземлится там.
  • они предприняли красноречивые шаги к тому, чтобы самолет направился именно в Минск, запретив минскому Центру управления воздушным движением уведомлять украинские власти о предполагаемой угрозе взрыва, несмотря на то, что рейс все еще находился в прилегающем воздушном пространстве Украины.
  • Это помогло обеспечить вход рейса в воздушное пространство Беларуси, а заговор по получению и осуществлению контроля над рейсом мог быть реализован, утверждают прокуроры.
  • Анонимный сотрудник спецслужб оставался в диспетчерской минского Центра управления воздушным движением все время с момента, как он и Чуро передали предполагаемую угрозу взрыва и приказали, чтобы рейс отклонился в Минск, до посадки самолета в минском аэропорту.
  • Как только рейс достиг белорусского воздушного пространства, анонимный сотрудник спецслужб поручил старшему авиадиспетчеру, который отвечал за связь с рейсом, сообщить пилотам о предполагаемой угрозе взрыва бомбы, описать, что угроза была отправлена ​​​​по электронной почте, и сделать конкретные заявления для обеспечения безопасности.
  • Угроза казалась правдоподобной и вынудила экипаж отклониться в сторону Минска. Так, анонимный сотрудник спецслужб распорядился, чтобы авиадиспетчер ложно информировал пилотов о том, что угроза для самолета имеет «красный» уровень — наиболее конкретную и заслуживающую доверия категорию угрозы.
  • Анонимный сотрудник спецслужб в режиме реального времени информировал своего начальника в белорусских спецслужбах Андрея Анатольевича о ходе выполнения операции, в какой-то момент выразив обеспокоенность тем, что пилоты могут тянуть время и самолет может вскоре покинуть белорусское воздушное пространство, что поставит под угрозу успех их схемы диверсии, описывают события американские прокуроры.
  • В ответ на ложную информацию, переданную в рамках заговора обвиняемых, пилоты рейса в конечном итоге объявили аварийную ситуацию и направили самолет в Национальный аэропорт Минск в соответствии с директивами Чуро и анонимного сотрудника спецслужб.
  • Как только рейс приземлился в Минске, анонимный сотрудник спецслужб покинул диспетчерскую и направился на взлетно-посадочную полосу аэропорта, говорится в сообщении офиса прокурора США. Рейс встретили сотрудники белорусских силовых структур, в том числе лица, одетые в камуфляжную форму военного образца, некоторые из которых были в балаклавах и с видимым огнестрельным оружием. Анонимный сотрудник спецслужб остался на взлетно-посадочной полосе, наблюдая за силами безопасности и проверкой пассажиров при их высадке. Затем сотрудники белорусских спецслужб приказали пассажирам сесть в один из нескольких пассажирских автобусов аэропорта.
  • Представители белорусских властей сели в один из автобусов и попросили Романа Протасевича выйти вперед и представиться, продемонстрировав, что белорусские власти знали о том, что Протасевич находится на борту рейса. Его вывели из автобуса, где белорусские офицеры в форме по отдельности снова обыскали его на взлетно-посадочной полосе аэропорта. Затем белорусские офицеры сопроводили Протасевича обратно в автобус и поехали с ним и остальными пассажирами в терминал аэропорта.
  • Как только автобус прибыл в терминал, пассажиры рейса были задержаны на территории терминала, охраняемой белорусскими службами безопасности. Дополнительные белорусские силовики встретили Протасевича и сопровождавших его сотрудников, отвели его в сторону от остальных пассажиров и задержали.
  • Одна группа пассажиров с рейса, в том числе несколько граждан США и Софья Сапега, были задержаны в узком коридоре аэропорта примерно на три часа. За это время белорусские власти также отделили Сапегу от других пассажиров и задержали ее. В конечном итоге рейсу было разрешено вылететь из Минска и продолжить путь в свой первоначальный пункт назначения в Вильнюс вечером того же дня. На рейсе бомбы не было».

Отчет ICAO и реакция Беларуси

Напомним, отчет Международной организации гражданской авиации (ICAO) о посадке самолета Ryanair в Минске 23 мая 2021 года представили странам 17 января. Позже документ появился в открытом доступе.

Директор Департамента по авиации Минтранса Беларуси Артем Сикорский 18 января сообщил, что в отчете ICAO, с одной стороны, отражено, что самолёт Ryanair «не принуждали» к посадке. С другой стороны, чиновник рассказал, что считает странным в документе.

По мнению Сикорского, «группа по установлению фактов приняла доказательства белорусской стороны о том, что перехвата, принуждения к посадке либо изменения маршрута самолета Ryanair со стороны Беларуси не было, в частности, военным самолетом МиГ-29, о котором ранее заявлялось».

А по мнению Алексея Ильяшевича из «Аналитического портала RuBaltic», «доклад ICAO в пух и прах разбивает версию о перехвате самолета Ryanair».

«Потому что угон или акт государственного пиратства, как тогда говорили, предполагает какое-то насильственное действие: прилетел истребитель и приказал поворачивать на Минск — это похоже на угон. Но истребитель с экипажем Boeing не взаимодействовал, никому не угрожал и летел где-то очень далеко», — сказал он.

Что произошло с Ryanair в Беларуси?

Напомним, 23 мая самолет Ryanair летел из Афин в Вильнюс и вынужденно сел в Минске. На борту были Роман Протасевич и его подруга, россиянка Софья Сапега. Их задержали.

После инцидента в Евросоюзе запретили белорусским авиаперевозчикам использовать свое воздушное пространство. А позже Агентство по авиационной безопасности Европейского Союза EASA запретило все полеты над Беларусью.

Директор Департамента по авиации Минтранса Беларуси Артем Сикорский заявлял, что у ICAO нет зацепок, чтобы обвинить Минск в нарушении правил в инциденте с Ryanair.