Как создаются звуковые эффекты в кино: хитрости и секреты, которые остались за кадром

24.05.2020 13:41
10

Звук является одной из важнейших составляющих в кинопроизводстве. Рецепт качественного кино, как правило, выглядит так. За дело берется харизматичный профессиональный режиссер, который подбирает не менее харизматичную команду актеров. Также значительное внимание уделяется операторской работе, спецэффектам и пр. Однако мастерство артистов и операторов, как и режиссерское старание, еще не являются на 100% гарантией безусловного киношедевра.

Озвучка фильма – этот тот козырь в рукаве, который может спасти даже скучный и пресный видеокадр. Проводится грандиозная по объему работа, не менее значительная, чем сами киносъемки. Ведь предстоит заново записать голоса киноартистов в нужных местах. Кроме того, необходимо сымитировать различные шумы, звуки, которые в натуральном воспроизведении звучат блекло, слабо, невыразительно. Записываются и такие специфические звуки, как хруст костей. Для этого достаточно поломать возле микрофона макароны. Порой нужно одновременно воспроизводить целый ряд звуков, например, бряцанье сбруи на лошади. Тогда фоли-артист умело имитирует топот, звон и бряцанье, создается нужный эффект.

Нельзя записать на съемках фильма одновременно голоса персонажей и шум громадного мегаполиса. Что уже говорить об озвучивании фантастических существ, которых не существует в действительности. Здесь придется по максимуму задействовать фантазию и воображение, чтобы звук ревущего дракона или орка соответствовал образу персонажа. Можно сказать, что это истинное волшебство без всяких преувеличений и домыслов. Если вам нужно создание синхронных шумов для кино, то можете обратиться за помощью в компанию Foley First.

Как записать несуществующие звуки

Сейчас известно, что для полноценного восприятия зрителем какого-то события кинофильма можно взять обычные звуки, вызывающие у него нужные ассоциации (звук биения сердца, звук дыхания и пр.) или незнакомые шумы, которые вызовут тревогу, озадаченность, ощущения ужаса, страха. С помощью таких приемов режиссеры добиваются значительного привлечения внимания аудитории. Возьмем для примера известный многим знаменитый кинохит «Парк Юрского периода», снятый Cтивеном Спилбергом. В этом кино применили большое количество полностью оригинальных звуков. Для этого синтезировались крики и шумы, которые воспроизводили вполне настоящие представители фауны. Чтобы записать звукосигналы, исторгаемые громадной ящерицей, были взяты нескольких природных шумов – протяжный крик лебедя, клекот ястреба, шипение гремучей змеи, а также выкрики обезьяны-ревуна.

Как сделать звук выразительным

Уже было сказано ранее, что во время съемочного процесса не получается записать звуки красиво, четко, чтобы они имели полноту и глубину звучания. Например, ходьба, шорох платья, шум дождя, звук разбитой посуды пишется отдельно. Вот как озвучивают те или иные действия на экране:

  • ходьба человека по свежевыпавшему снегу – руками разминается крахмал;
  • цоканье копыт коня – кокосовые орехи ударяют друг об друга;
  • хруст сломанных шейных позвонков успешно имитирует смятый капустный лист;
  • шелест волн на берегу можно передать с помощью насыпанного в ящик песка – для этого ящик переворачивают вверх-вниз;
  • звук автоаварии передают так: металлический контейнер заполняется гайками, затем по нему производятся удары разной интенсивности.

Нужные звукосочетания часто берутся и в специальных библиотеках. В интернете много подобных хранилищ, которые располагают различными записями того или иного звука, шума. Например, пальба из оружия или рев реактивного самолета. Однако нужно понимать, что в стоковых хранилищах есть только стандартные звуки, без изысков и оригинальности.

Как сделать фильм продаваемым с помощью звука

Допустим, у вас малобюджетный фильм. Сделать его популярным можно за счет звуковых эффектов, если нет денег на зрелищный видеоряд. Итог может получиться не хуже, чем у кинокартины с огромным бюджетом. Как это работает? Например, вам нужно снять крупную автокатастрофу со взрывами, грохотом, ужасающим скрежетом и лязгом металла о металл. Вместо видеосъемки этой аварии вы можете снять реакцию героя киноленты на это страшное зрелище. При этом воспроизводится тщательно откорректированный звук автокатастрофы, все соответствующие шумы, в том числе визг шин по асфальту и пр. После этого можно вставить в кинокадр колесо, скатывающееся в обрыв или падающее в пропасть с характерным звуком.

Почему звук записывается именно после съемок

Это оправданно по нескольким причинам. Например, ваша кинолента может поставляться в разные страны. Тогда голоса актеров будут продублированы. Следовательно, шумы, звук лучше писать отдельно. Лучше, чтобы был чистейший звук во время разговоров персонажей, без шумов на заднем плане.

Вообще, все звуковые эффекты делаются во время пост-продакшена. Настоящие звуки, которые вы запишете на локации, не получатся настолько же реальными, как хорошая озвучка на качественном оборудовании.

Сейчас есть стереотип о том, что наилучшая игра актеров – та, которая записывалась вживую на съемках, имеется в виду звук, в котором есть монологи и диалоги артистов с интонациями, паузами и другими элементами актерской игры. Когда фильм уже отснят, зачастую обнаруживается, что запись чистовой фонограммы не удалась, или выяснилось, что не получились некоторые отдельные моменты, кадры. В этом случае нужные диалоги, монологи, голосовые элементы (шепот, дыхание, окрики и многое другое) записываются в студии.

Вместе с тем желание записывать в чистовую существовало не всегда. Различные пленочные ленты переозвучивались целиком. Например, у Феллини иногда вообще не было прописанных речей во время съемок. Однако были и исключения. Фильм «Крестный отец» практически полностью чистовой.

Важность качественной озвучки

Есть мнение, что высококачественный звуковой продакшн необходим лишь при съемках многомилионных боевиков, тех или иных зрелищных картин. Однако это неправильное утверждение. Современные Foley студии с одинаковым успехом сотрудничают как с авторами глобальных проектов, так и с начинающими кинорежиссерами, которые снимают малобюджетные кинокартины. Если вы хотите детально узнать про работу фоли-специалистов, посетите сайт https://foleyfirst.com.

Звук в кинокартине играет такую же важную роль, как и мастерство режиссеров, кинооператора, актеров. Значение имеет не только музыкальное сопровождение, но даже и такие детали, как шорох одежды, звуки выстрелов, дыхание героев при беге и пр. Работа звукооформителей или фоли-артистов заключается как раз в том, чтобы все звуки и шумы в кинокартине звучали правдоподобно и реалистично. Без этого любой фильм будет выглядеть незаконченным, неполным и откровенно слабым.