Отключение интернета и мобильной связи в Беларуси: мифы и факты

24.08.2020 00:04
19 Редакция

Через два дня после начала массовых «послевыборных» протестов в Беларуси масс-медиа начали сообщать о перебоях в работе мобильного интернета и всех операторов связи в разных регионах страны. Сообщения об «отключении интернета» поступали из Минска, Бреста, Жлобина, Гомеля, Барановичей, Кобрина. Причем, ретранслировали их не только рядовые граждане, но и региональные СМИ, заслуживающие доверия. Также под блокировку попал VPN и многие сервисы, обеспечивающие обход интернет-цензуры и доступы к некоторым зарубежным сайтам и локальным сетям на территории Беларуси.

Президент Беларуси Александр Лукашенко поспешил заявить, что интернет отключают «из-за границы». За ним этот тезис повторяли региональные власти. Якобы виноваты «заграничные» DDoS-атаки, в следствии чего активное сетевое оборудование и сервера в ЦОД отключались или выходили из строя .

Эксперты в сфере IT не согласились. Им удалось позиционировать внутренние источники «команд» на блокировку. А также было обнаружено задействование специализированного оборудования для блокировки и контроля трафика.

Как проявляли себя «перебои со связью и интернетом» в Беларуси?

Слухи о планах властей ограничить доступ к интернету «просочились» в информационное пространство Беларуси еще до начала выборов. А за день до выборов пользователи отметили первые проблемы с сетью. Специалисты Общества защиты интернета заявили о падении 8-го августа скорости интернета внутри страны с 200 Гб/сек до 20 Гб/сек.

Сразу после выборов в Беларуси начались проблемы с доступом и работой во всех самых популярных мессенджерах и социальных сетях: Facebook, Instagram, WhatsApp, Twitter, YouTube.

Команда Twitter официально заявила о блокировке соцсети в Беларуси. Сложности возникли даже в работе Telegram, который стал для белорусов основной соцсетью в период протестов. Впрочем, мессенджер продолжил работу благодаря надежному интегрированному механизму обхода блокировок и дополнительным прокси-серверам, которые подключили специально для Беларуси.

Параллельно возникли проблемы с доступом к сайтам независимых СМИ, которые фиксировали нарушения на выборах. У крупнейшего новостного ресурса страны TTT.BY скорость «упала» минимум в 4 раза. Для восстановления нормальной работы ему пришлось даже отключить рекламу. Объяснений от главного национального интернет-провайдера «Белтелеком» не последовало.

Нарушилась работа VPN-сервисов, в частности – корпоративных. А также связь с российскими сервисами Яндекс и Mail.ru, западными СМИ (CNN, Al Jazeera, Fox News, прочими) и другими западными ресурсами (Amazon, Disney, Walmart и так далее).

Ненарушенным остался доступ к немногочисленным развлекательным сайтами и сервисам.

Что интересно, по мнению независимых экспертов, проблемы с сетью замечались на определенных участках, а не в целом на сети. А что же профильные специалисты? — как заявил не официальный инсайдер в Белтелеком: «Неполадки на беспроводных линиях связи, серверах и сетевом оборудовании, устранялись в плановом режиме — без давления со стороны руководства и привлечения специалистов из зарубежа.»

Как жители и бизнес Беларуси справлялись с ограничениями интернета?

Проблемы взаимодействия пользователей с теми или иными сервисами и сайтами отличались по характеру. К примеру, отдельные пользователи смогли подключиться к соцсетям с помощью популярных инструментов для обхода блокировок. Но другим не помогал даже VPN.

На запрос журналистов о возможных способах «разблокировки» интернет-ресурсов ответил один из стриминговых сервисов. По словам его специалистов, локальные сервера внутри страны позволили «пиратским» развлекательным сервисам в этот сложный период ускорять и удешевлять доступ. Другие пользователи отметили отсутствие проблем с сервисами Over-The-Top (ОТТ).

Некоторые крупные компании (в том числе в сфере IT) начали возвращать сотрудников с удаленной работы в офисы, пустующие после введения карантинных ограничений. Причина – отсутствие у сотрудников домашнего интернета.

В то же время, правильно подготовленные к таким неожиданностям офисные VPN-ы продолжали нормально функционировать.

Как показала практика, именно VPN-сервисы помогли большинству справиться с «информационным кризисом». Частота соответствующих запросов в белорусском сегменте Google возросло в несколько раз с началом протестов.

Также возросла частота «скачивания» и интенсивность использования приложений для Android и iOS, в которых заложены функции анонимайзера, обхода ограничений интернета или мессенджера, работающего без интернета.

А самым популярным сервисом для обхода блокировок, по сообщениям СМИ, стал Psiphon (Канада). Число его пользователей за 2 дня возросло на 1,5 млн. Причиной его эффективности считается большое количество прокси в разных локациях по всему миру.

Влияние «шатдауна» на экономику и бизнес Беларуси

Пока частные пользователи из Беларуси «воевали» с блокировкой через ВПН-ы и прочие инструменты обхода, коммерческая сфера страны терпела большие сложности из-за недоступности зарубежных сервисов для бизнеса. Среди них – Trello, Amazon, Slack, Ebay, Google Docs, 1С, прочие.

Наблюдались проблемы в работе интернет-магазинов, такси, навигации, банковской системы, почты (особенно в плане отправки ее за пределы страны).

Возникли перебои в работе сайта фондовой биржи, пропадал доступ к серверам и станкам с ЧПУ. Эквайринг работал нестабильно и не везде.

По оценкам экспертов, за 3 дня полного отключения интернета в Беларуси ее экономика потерпела убытки в размере почти 170 млн. долларов США. А некоторые Ай-Ти компании заявили, что в случае продолжительного «шатдауна» готовы перенести офисы в Украину.

Источник: https://klaster.ua/