Интернет бизнес в России — оценка профессионалов

Россия - один из крупнейших рынков для любого Интернет бизнеса, где порядка 40 млн. регулярных пользователей Интернета. В социальной сети «ВКонтакте» - свыше 90 млн. аккаунтов. Подобные цифры можно приводить долго. Можно их монетизировать - так, первичная оценка рыночной стоимости акций владельца одного из популярных сервисов в Рунете, Mail.ru, составила почти $28 за акцию. Это позволило Mail.ru выручить средства в размере $84 млн. (а сама Mail.ru Group была оценена в $5,7 млрд.).

Конечно, пользователи не привыкли платить за то, что есть в Интернете — напротив, Интернет воспринимается как источник бесплатного контента. Однако роль Интернета на рекламном рынке постоянно растет — за последние месяцы, на 40%. Оценка стоимости активов, отражающая заинтересованность предпринимателей в коммуникациях и технологиях, также растет опережающими темпами. Так что перспективы отличные.

С другой стороны, по мере развития, Интернет бизнес в России сталкивается все с большим количеством проблем. Первая из них — недостаточная правовая база. Нет и механизмов, по которым может проводиться точная, а не приблизительная оценка рыночной стоимости предприятия. Вторая проблема — это то, что Россия является одним из центров мирового «хакерства» и компьютерного «пиратства». Объем спама — на почте, в службах мессенджеров (типа русского же ICQ), в социальных сетях — огромен. Из-за этого страдает и определение стоимости акций отечественных Интернет гигантов — на Западе к спаму и проч. отношение строгое.

Многие проблемы Интернета в России может — и должно, в рамках заявленной «модернизации» — решать государство. Правда, важно помнить, что простые решения в Интернете бывают не только полезными, но и гибельными. Об этом свидетельствуют многочисленные коррупционные скандалы в Сети. Нужна точная, непредвзятая оценка рыночной стоимости предприятия, каким бы оно ни было. Тогда оценка стоимости нематериальных активов отечественного Интернет бизнеса станет куда более благоприятной.