Сердце сети интернет-провайдера – биллинг

30.04.2021 17:44
45 Редакция

Любой интернет-провайдер предоставляет пользователям телекоммуникационные услуги и получает за это соответствующую оплату в соответствии с действующей тарификацией и объемом самих потребленных услуг. На самом деле процесс взаиморасчетов, тарификации, выставления счетов, проведения оплаты посредством сторонних сервисов при работе с большой базой абонентов достаточно сложный – любая ошибка в работе системы может привести к катастрофическим последствиям, потерям клиентов и выставлением огромных штрафов в связи с понесенными убытками. За автоматизацию указанных выше процессов, бесперебойную работу всех систем отвечает биллинг для интернет-провайдера или решение для проведения взаиморасчетов.

биллинг для интернет провайдера

Биллинговые данные

Биллинговая система относится к сети, определяемой на законодательном уровне. В связи с действующими определениями к биллинговым данным относятся:

  • ФИО абонента (как физического, так и юридического лица).
  • Фактический адрес абонента или места, где установлено телекоммуникационное оборудование интернет-провайдера.
  • Лицевой счет, абонентские и иные номера, которые позволяют однозначно идентифицировать конкретного абонента среди всей клиентской базы провайдера.
  • Данные по договору – предмет, дата заключения, срок действия, перечень услуг, предоставляемых клиенту в рамках данного договора.
  • История лицевого счета – баланс, суммы и сроки его пополнения в соответствии с выбранной тарификацией.
  • IP-адрес и другая информация.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные данные и раньше активно использовались интернет-провайдерами при взаимодействии с абонентами – как физическими, так и юридическими лицами, но с 2003 г. все понятия по биллингу, биллинговым данным были закреплены в РФ на законодательном уровне.

Этапы развития «биллинга»

Изначально биллинг (анг. Bill – счет) использовался интернет-провайдерами как в постоплатных, так и предоплатных тарифах еще во время появления Dial Up модемов – т.е. тогда, когда доступ в сеть составлял порядка 35-40 кбит/с в лучшем случае. Суть системы автоматических расчетов состояла в определении длительности каждой конкретной сессии абонента (пользования подключением) и последующим расчетом трафика. Биллинг система учитывала и другие услуги, предоставляемые абонентами в 90-е гг. – почтовые ящики, доступ к определенным сервисам провайдера и т.д.

Следующим этапом развития биллинговых систем для интернет-провайдеров можно назвать бум xDSL технологий. Интернет уже стал более скоростным, а взаиморасчеты с клиентами производились не только и не столько по длительности работы в интернет, сколько по количеству принятных/отданных мегабайт. Количество провайдеров в каждом городе увеличивалось, клиентам предлагались разные тарифы, учитывались различные бонусы и скидки для конкретных абонентов. Все это требовало более сложных систем автоматических расчетов. И с дальнейшим развитием рынка услуг доступа в интернет сложность биллинга только возрастала.

Что такое современный биллинг?

Современная биллинговая система интернет-провайдера – сложный комплекс программных решений, который зачастую разрабатывается под конкретного провайдера, и предоставляет существенную автоматизацию не только взаимных расчетов с абонентами и третьими лицами, но тарификации, прогнозирования поведения клиентов на основании данных о потребленных услугах и оплатах, безопасности и конфиденциальности данных (фактически, провайдер не имеет возможности напрямую взаимодействовать с личным счетом абонента, поскольку это прерогатива биллинга).