Аудит охраны труда, что такое СУОТ?

29.06.2021 16:23
51 Редакция

С фразой «аудит по охране труда» зачастую ассоциируется неуверенность в правильном оформлении документации и боязни получения плохо результата. Но в действительности это не только достижимо, но, что еще важнее, полезно для любой организации.

Из этой статьи вы узнаете, как своими силами провести эффективный аудит по охране труда внутри вашего предприятия или организации.

Что входит в аудит по ОТ?

Данная процедура представляет собой разновидность контроля бизнес-процессов, соответственно, как и другие типы контроля, направлен на выявление слабых мест в документообороте и существующих практиках конкретной организации.

заказать документы по охране труда

Если в процессе внутренней проверки выявлены нарушения, можно устранить их заранее. А устранение условий и факторов, способствующих наступлению несчастного случая, намного дешевле и проще, чем его расследование.

Этап заказа документов по охране труда от делят на несколько частей, каждую из которых, условно можно отнести к одной из категорий:

  1. Документальные. Предполагают аудит наличия и правильности оформления существующей документации по ОТ.
  2. Реальные. Предполагают проверку соблюдения правил ОТ на рабочих местах. В зависимости от служебных обязанностей сотрудников и требований по использованию средств индивидуальной защиты могут существенно варьироваться в объеме.

Таким образом, тип рабочих мест, которые фигурируют в штатном расписании организации, определяет объем и содержание проверок. Кроме того, проверяют наличие свободных проходов, наличие препятствий на выходах, соблюдение условий хранение опасных веществ, наличие проводов на полу и многое другое.

Подготовка документации для аудита охраны труда

Начать лучше всего со внутреннего аудита по ОТ, который входит в систему управления ОТ предприятия. Эта процедура предполагает пошаговое следование алгоритму мероприятий, которые проводят при аудите, а также заполнение соответствующих бланков.

Главный документ для аудита — проверочный лист (check list), в котором перечислены факторы, имеющие отношение к охране труда в учреждении. Поскольку составление такого списка, как правило, происходит по инициативе руководства, его можно сделать максимально подробным.

В качестве основы для чек-листа можно использовать стандартную процедуру СУОТ «Управление профессиональными рисками». Помимо нее, можно ориентироваться на инструкции по ОТ и инструктажи (вводный / на рабочем месте). Если на предприятии были зафиксированы любые несчастные случаи (даже без серьезных последствий), следует проверить такие места с особой тщательностью.

Как фиксировать результаты аудита?

После того, как будут заполнены все проверочные листы, следует провести анализ текущей ситуации и внести результаты в протокол аудита по ОТ. Результатом проверки также должны быть предписания по устранению зафиксированных нарушений.

обучение охраны труда

Копии документов впоследствии включают в отчет по ОТ за установленный период. На данном этапе важно педантично фиксировать даже незначительные нарушения, поскольку впоследствии они могут предотвратить серьезные происшествия. В таком разрезе возможное недовольство со стороны руководства имеет намного меньшее значение, чем возможность избежать крупного штрафа от госинспекции по ОТ или последствий серьезного несчастного случая.

Вывод

Организация аудита по охране труда сопряжена с трудностями: нехватка времени, отсутствие свободных сотрудников для делегирования данной задачи или их возможное недовольство. Но преимущества от таких проверок очевидны и часто заставляют руководство пересмотреть существующий подход к проблемам ОТ.

Если вы решили проводить аудит по ОТ силами предприятия, рекомендуем отнестись к задаче ответственно, качественно подготовить перечень необходимых документов, внимательно зафиксировать все детали и оформить результаты, включив их в периодический отчет по ОТ.