Брендинг — что это такое, цели и задачи брендинга, этапы

28.07.2021 14:45
53 Редакция

Бренд и брендинг — неотъемлемые составляющие любой компании, которая планирует развиваться и увеличивать своё присутствие на рынке. В этой публикации рассказываем из чего состоит брендинг и как он работает.

Что такое брендинг?

Есть много определений этого термина, но если говорить коротко, то брендинг — это создание положительного образа компании в глазах потребителя, партнеров и даже конкурентов. Если сказать ещё проще — это управление брендом.

Благодаря брендингу создается уникальный стиль компании, мифология и отличительные черты, которые выделяют конкретный продукт на фоне всех остальных.

Красный грузовик, который под узнаваемую музыку везёт напитки к новогоднему столу? Это брендинг компании Coca-Cola, который ни с чем не спутаешь.

Цель и задачи брендинга

Если цель брендинга — создание четкого, понятного и позитивного образа компании, то задачи — это ряд шагов, которые в финале должны дать определенный положительный эффект. Среди основных задач, которые бренду нужно решить для достижения большей маркетинговой эффективности:

  • Формировать положительный образ.
  • Налаживать коммуникацию компания — клиент.
  • Разработать концепцию позиционирования бренда на рынке
  • Выбрать маркетинговые каналы и разработать стратегию продвижения.

В состав брендинга также входят обязательные элементы, без которых бренд не сможет обрести своё истинное лицо:

  • Нейминг
  • Логотип
  • Шрифты и цветовая гамма
  • Фотографии и графика
  • Слоган
  • Миссия и философия

Виды брендинга

В этом разделе посмотрим, каким бывает брендинг.

Персональный брендинг

Продвижение публичной персоны, формирование определенного мнения об этом человеке, создание бренда из имени и фамилии — это и есть персональный брендинг. Сегодня это направление как никогда актуально, благодаря повсеместному распространению социальных сетей и лидеров мнений, которые работают на этих площадках.

Брендинг компании

Корпоративный брендинг — развитие культуры внутри компании, чтобы актуальные и потенциальные сотрудники воспринимали её как лучшее в мире место для работы. Такой вид брендинга особенно актуален для компаний с высокой конкурентной борьбой за сотрудников, ведь лучшие специалисты при равных предложениях зарплаты и условий будут в своём решении исходить из репутации компании.

Политический брендинг

К политическому брендингу относятся предвыборные кампании, речи и лозунги кандидатов, логотипы политических партий и объединений. Такой брендинг может работать как на группу лиц, так и на одного человека, что нагляднее всего видно во время президентских выборов.

Товарный брендинг

Товары — то, что окружает нас повсюду. От маленькой скрепки до последней модели домашнего кинотеатра. Их дизайн и название, позиционирование, ценности и философия — всё это включается в товарный брендинг. Эта разновидность брендинга наиболее распространена в FMCG-сегменте, потому что главная задача брендирования товаров — выделяться на полке и отличаться от конкурентов.

Географический брендинг

Здесь основной акцент идёт на какие-то территории или объекты, расположенные на этих территориях. Кроме того, территориальный или географический брендинг особенно выразительно старается сыграть на эмоциях аудитории, обещая им незабываемую кухню, райский отдых и яркие впечатления.

Брендинг в искусстве

В современном мире авторы создают огромное количество произведений, часть из которых остаются незамеченными широкой аудиторией. Брендинг в искусстве нужен для того, чтобы продвигать ещё не известные группы или фильмы, привлекать внимание к книгам и художникам, к скульпторам и архитекторам. Популярность одних фильмов и полно безразличие к не менее талантливым картинам можно объяснить как раз отсутствием брендинга.

Этапы брендинга

Брендинг —это серьезный процесс, который состоит из нескольких последовательных шагов. Нельзя ими пренебрегать или нарушать порядок, если вы хотите создать сильный и уверенный бренд.

Анализ рынка и бриф

Первый этап — ознакомительный. Сейчас нужно выяснить проблемы и желания потребителей, изучить конкурентов по рынку, создать путь клиента и сформировать воронку продаж. Как это сделать, не имея никакой информации о компании? Для этого хорошее брендинговое агентство в Минске готовит бриф, и чем подробнее клиент его заполнит, тем проще команде агентства будет работать над брендом. Иногда бриф делят на несколько частей, ведь так будет проще понять каждому свои задачи и ход работы, если техническое задание будет максимально подробным на каждом этапе реализации проекта. Брендинг — это креативная и обязательно командная работа, где в коллективе профессионалов рождаются правильные идеи и единое видение бренда.

Среди потребителей бренда также можно провести анкетирование или собрать фокус-группу. Это поможет собрать необходимый массив информации и понять, как представители целевой аудитории относятся к продукту, чего им не хватает или что раздражает.

Позиционирование и концепция

На данном этапе, когда у рабочей группы уже есть достаточно информации о целевой аудитории бренда и конкурентной среде, наступает время генерации идей и развития их в полноценные дизайн-концепции, которые будут презентованы клиенту. Если продукт уже есть, то команда начинает работать над дизайном, если же нет — время придумать крутое название для продукта или услуги.

Нейминг

Процесс разработки имени бренда и само имя — эти понятия объединяются термином нейминг. Он должен быть оригинальным и понятным для аудитории, должен легко запоминаться и отражать суть компании или продукта, может транслировать какие-то основные ценности или УТП.

Дизайн и айдентика

Финальный этап, после которого остается только презентовать результаты работы и получить обратную связь от клиента. На этом этапе дизайнеры под руководством арт-директора трансформируют идеи в конкретные визуалы, прорабатывают логотип и фирменный стиль, представляют своё видение упаковки и шрифтов. Когда клиент определиться с дизайном, команда агентства подготовит гайдлайны по использованию фирменного стиля. По сути, брендбук является паспортом конкретного бренда, ведь в него заносится информация о сути, миссии и ценностях бизнеса, описываются правильные и неправильные варианты использования логотипа и стиля в упаковке, описывается принцип брендирования фирменными элементами и как брендинг трансформируется на разных носителях.

Брендинг — это сложный многоступенчатый процесс, над которым команда профессиональных дизайнеров, стратегов и арт-директоров может работать не одну неделю, но результат того стоит, ведь умелый брендинг может помочь увеличить продажи и на годы вперед выделить товар или услугу среди сотен других.