Поисковый трафик все меньше достается сайтам — больше самим поисковикам.

30.08.2021 16:09
56 Редакция

С проблемой монополий постоянно сталкиваются не только предприниматели, но и простые обыватели. До недавних пор интернет представлялся тихой гаванью, свободной от произвола монополий, но события 2020 — 2021 года еще больше показали завершение эпохи честной конкуренции.

Монополизация выдачи

Первой почувствовали надвигающуюся опасность специалисты по оптимизации сайтов. Они обнаружили, что падение трафика странным образом совпадает с его ростом у связанных с поисковиками сервисов. Прозвучало словосочетание — «монополизация выдачи». Поисковики уличили в том, что они переводят трафик на контекстную рекламу.

Хотя многие пользователи усомнились в реальности происходящего и объявили авторов приверженцами «теории заговоров», есть фактический материал. Достаточно сравнить первую страницу поисковика после любого запроса с результатами двухгодичной давности, чтобы убедится в засилье рекламных сайтов на первой странице выдачи.

Тренд только усиливается и скоро пользователь не увидит в топе поисковика органической выдачи. Трафик уйдет к рекламодателям, а владельцы сайтов переедут на вторую, а затем и на десятые страницы. Данную тенденцию уже не остановить.

Как Google меняет поисковую выдачу?

Март 2020 года стал переломным моментом в борьбе за трафик. В это время Google провел работу над обновлением SERP (web-страница с результатами поиска). Манипулирование мнением пользователя происходит максимально органично, достаточно вспомнить появление музыкальных подкастов на главной странице.

Постепенно сложилась ситуация, когда большой процент инвентов пользователей получает заранее сформулированные ответы. Их компилируют на основе web-страниц, без конечного упоминания. Таким образом сайты из органической выдачи лишаются изрядной доли бесплатных посещений. Статистика 2020 безжалостна к сайтам из SERP — 62 процента кликов прошли мимо.

Исследовать данную проблему смогли пока только американцы. Их выводы заслуживают внимания.

Что удалось накопать на Google?

Независимое исследование строилось на обработке 45,5 миллиона запросов, причем совершенных не только с компьютера. Специалисты взяли в выборку истории запросов с мобильных девайсов.

На следующем этапе установили долевое число запросов. То есть тех запросов, которые остались без перехода на web-страницу. Пользователь набирал ключи запроса, появлялись результаты, а перехода на любой сайт из выдачи не совершалось.

Результат оказался ошеломляющим:

  • 50 процентов запросов не получили клики безотносительно трафика;

  • 45 процентов отдано органическим сайтам;

  • 5 процентов отдано рекламе.

Картина получается совсем безрадостная. Американцы подняли шум и дошли до властей. В Google был направлен официальный запрос с просьбой разъяснить, почему менее половины результатов поиска составили страницы не Google.

Внятного ответа корпорация не предоставила.

Следующее изучение проводилось полгода спустя и затронуло 167 миллион запросов поисковой системы. Доля сайтов с органической выдачи упала до 40 процентов, а зависимые от Google площадки получили уже 10 процентов. Это связано с увеличением доли аффилированных площадок. В их числе называем Ю-туб, Google-карты и другие, менее известные порталы.

Нарастание критической ситуации

Мировое влияние Google на интернет-процессы сложно недооценить. Корпорация занимает более 90 процентов сегмента. Исходя из этого можно сделать следующие выводы:

  • растет число запросов, оставляющих без уникальных посещений сайты с органическим продвижением;

  • мобильный трафик более подвержен негативной тенденции;

  • рекламные переходы по мобильному трафику показывают увеличение на 49,5 процента;

  • органическое продвижение просело на 19,7 процента.

Как идет перенаправление трафика?

Происходит первоначальное накопление информационной массы с сайтов. Причем поисковик делает это бесплатно. С помощью активации Google Artificial происходит систематизация и каталогизация полученных сведений. Поступление запроса от пользователя изначально сопровождается готовым ответом, а не отправкой на соответствующий ресурс. Таким образом пользователь остается на главной странице поисковика, и трафик остается там же.

Все усилия владельца ресурса по созданию, наполнению и обновлению сайта проходят зря из-за обновленной политики Google. Получается явный факт высококачественной обработки информации в замкнутой собственной базе. Поисковая система имеет наглость заставлять владельцев ресурсов улучшать качество площадок, дабы облегчить собственную обработку данных.

Что делать владельцам сайтов?

Реальность такова, что алгоритмы постоянно меняются и крайне тяжело сделать прогноз на ближайший год. Но очевиден главный тренд — необходимость выстраивания взаимоотношений с пользователями внутри сайта. Трафик должен оставаться на сайте. Даже если у вас контентный проект, нужны механизмы по созданию базы своих пользователей.

Брендовые запросы из поисковых систем — главный критерий успешности сайта. Я бы посоветовал больше работать над качеством вашего сайта. Это даст мощный толчок для трафика по низко и среднечастотным запросам.

Контекстная реклама из поисковиков является уже необходимостью. Для начала можно использовать ретаргетинг. Это минимальные вложения, которые необходимы для развития сайта в 2021 году.

В совокупности это минимальный набор действий для развития проекта в интернете.

Шаловенков Николай

Смотрите больше на темы: