Чтобы определиться с тем, что в этом случае может быть подделкой, рассмотрим, что из себя представляет стальной грузоподъемный канат. Это трос, скрученный из нескольких прядей стальной проволоки, с сердечником или без него.
Разными могут быть количество прядей, материал сердечника, марка стальной проволоки, диаметр, как проволоки, так и общий всего троса. Что здесь можно подделать?
Только если вместо указанной в документации оцинкованной проволоки, в прядях будет обычная. Меньший диаметр проволок или отличающееся от норм, указанных в ГОСТе, их количество. Количество прядей не изменить, так они просматриваются на срезе. Отсутствие покрытия также легко различимо.
При указанных отличиях от допустимых значений может измениться предельное разрывное усилие. И это серьезное нарушение, которое может повлиять на безопасность производства. Но проверить этот показатель при покупке невозможно.
Так можно ли защититься от подделки. Вывод неутешительный. В большинстве случаев нет. Соответствие действительных характеристик грузового троса нормам, указанным в ТУ на его производство целиком и полностью зависит только от добросовестности производителя.
При покупке троса можно только сверить соответствие характеристик изделия тем или иным требованиям по эксплуатации тросов в различных грузоподъемных механизмах.
Что можно узнать о грузовых тросах по их маркировке
Сразу стоит отметить, что бирка с маркировкой должна быть прикреплена к каждой упаковке или каждому барабану. Никакой отдельный паспорт-сертификат бирку не заменяет. Он тоже является обязательным документом, но не заменяющим маркировку.
В первой группе маркировочных символов указан диаметр троса в миллиметрах. Следующая буква это назначение изделия. В нашем случае для грузовых тросов обязательно должна стоять буква Г.
Следующая группа указывает на механические свойства. ВК – высшее качество, В – обычное (высокое). Отсутствие покрытия в маркировке не указывается, а цинковое делится на три группы:
- С – для среднеагрессивной среды,
- Ж – для жестких условий работы в агрессивной среде,
- ОЖ – обозначает особо агрессивную среду.
- Н – означает что канат нераскручивающийся.
- Л – указывает на левую свивку, правое направление свивки не указывается.
- Т – обозначает повышенную точность изготовления.
Затем указывается маркировочная группа по предельному разрывному усилию и номер ГОСТа.
Прочитать маркировку импортных канатов сложнее, но также возможно. По европейским стандартам, в ней указывается:
- Тип сердечника. FC – органический, SFC – синтетический, IWMRC – независимый стальной.
- Односторонняя или комбинированная свивка. Символы S или WS соответственно.
- Направление свивки. Односторонняя sS для левой и zZ для правой. Крестовая обозначается сочетанием предыдущих символов.
- Тип покрытия. А – с интенсивным цинкованием, В – со стандартным. Отсутствие покрытия обозначается буквой U.
Но что скрывается за тем, что обозначено в маркировке можно распознать только по некоторым внешним признакам. Например, отсутствие покрытия или направление свивки.