Мебельное производство Польши: стратегия успеха

Здесь работает и развивается свыше 27 тысяч фирм, занимающихся экспортом мебельной продукции.

Страна заняла третью позицию в мировом рейтинге экспортеров мебели, уступив лишь китайским и немецким производителям. Двумя годами раньше страна потеснила Италию, обеспечив экспортные поставки практически на 11 миллиардов евро. Главные регионы продаж – Европа и Америка. Причем производители, имея поддержку на правительственном уровне, активно расширяют векторы развития.

«Мебельная индустрия в Польше – годы и годы опыта, причем как в производстве, так и в торговле. В истории отрасли примерно десятилетие назад главным приоритетом рынка была восточная часть Польши. А сегодня польские компании презентуют себя на европейском рынке, реализуя 80% мебельной продукции. Наблюдается стабильный ежегодный рост экспорта на 9%», — так описывал ситуацию глава торговой мебельной палаты Михал Стшелецкий.

Свыше 27 000 предприятий каждый день обеспечивают поставки в 60 государств, включая Канаду, Мексику, Марокко и Монголию. Суммарное число проданной продукции соответствует 5,5% общего экспорта Польши. Уровень спроса обусловлен приемлемой ценой, особенно если сопоставлять с прочими производителями Европы. В среднем, цена на мебельную продукцию из ЛДСП известного польского бренда находится в диапазоне 120-300 евро. А индивидуальные дизайнерские разработки из редких пород древесины исчисляются несколькими тысячами евро.

Производители закупают древесину в отечественных государственных лесах, ценную древесину привозят из Швеции и Прибалтики, обивку заказывают в Китае. Работа идет на инновационном немецком оборудовании, доставка осуществляется собственной автомобильной техникой, имеющейся в ряде крупных компаний.

Семейный бизнес как польский тренд

391 солидная компания производит 75% общего объема. Есть фирмы, известные в этой рыночной нише десятки лет и представляющие образец кланового бизнеса, вот почему не редкость – дать фирме название по фамилии основоположника дела. Марчин Исджак в свои 27 лет – глава отдела по экспорту в отцовской компании. Он признается, что работает там с детских лет. «Всё начиналось с маленького салона мебели с 6 работниками. Мы были вблизи наиболее крупных и авторитетных фабрик, выпускающих фанеру, поэтому развиваться оказалось довольно просто. За 3 десятка лет производственные объемы возросли до 20 млн евро. Отец активно продвигал бизнес, и в этом ему нет равных. Считаю, что заслуга в успехе – наша общая: всей семьи и каждого нашего работника. В нашей семье еще трое детей, и все они задействованы в семейном деле, включая мою жену», – рассказывает Марчин.

Частая ситуация – когда собственники больших фабрик стартовали с мебельных магазинов. Так начиналась карьера основателя фирмы Benix – Бернарда Кочаровского. В настоящее время в управлении задействовано уже следующее поколение этой фамилии. Итог работы – повышение объемов продаж мягкой мебели на уровень 70 млн евро ежегодно.

Наследники известного магната Ян Шинака тоже работают по семейному принципу. Сам глава известнейшей польской мебельной компании параллельно руководит торговой палатой, объединившей субъектов мебельного производства. Szynaka meble – контрагент IKEA, работающий с поляками более века — 60 лет. По сути, именно династии, возглавившие фирмы разного масштаба, обеспечили Польше выход на первые позиции мирового рейтинга мебельного производства.

Нехватка работников

Примерно 161 000 работников привлечена на большие и средние предприятия, плюс около 300 000 работает на малых. Концентрация такого производства снижает численность безработных. Организация «Кемпинского мебельного кластера» возле Познани уменьшила эту цифру до 1,9% 2 года назад. Но стал актуальнее новый аспект – нехватка работников. В целом в этом регионе числится порядка 56 000 человек, однако здесь активно функционирует примерно 500 мебельных заводов и фабрик разного масштаба. «Польские компании имеют спрос от зарубежных потребителей, но они не в состоянии задействовать весь свой потенциал, не успевая выполнять все запросы. Есть одна фабрика в северной части страны, сильно нуждающаяся в пятистах работниках!» – так говорил в интервью с журналистом Kapital.kz эксперт в сфере экспорта Министерства предпринимательства и технологий Польши Шимон Клус.

Рабочую силу восполняют выходцами азиатских стран и Африки. Самая большая численность работающих иммигрантов – украинцы. Наименьший порог заработной платы с начала текущего года равен 2250 PLN (польских злотых) брутто или 15 750 украинских гривен.

«Наша цель – усилить зону влияния вне пределов Евросоюза. Важно, чтобы 20% экспорта не в европейские страны возросло до 30% к 2030 году. В настоящее время в стратегии поддержки предпринимательства акцент сделан на Индию, австралийский континент и Израиль», – пояснил эксперт по экспорту польского Министерства предпринимательства и технологий Шимон Клус.

По материалам: brw.dp.ua