Учим детей анализировать органичность текста

В процессе работы над связной речью необходимо научить ребенка умению понять и осмыслить тему. Дети должны научиться отбирать материал по данной теме и располагать его в определенной последовательности. Для реализации задачи, связанной с построением связного высказывания, следует овладеть умением осуществлять отбор языковых средств с учетом содержания текста. Этот процесс может осуществляться как некая программа или план. Например, https://makeword.ru/combo .  В начале работы роль плана выполняет вопрос педагога в ходе беседы. Вопрос может соединяться с условными обозначениями. Серия сюжетных картин представляет собой наглядный план высказывания. Вопросная форма плана со временем может быть переработана в повествовательные предложения.

План должен быть небольшим по объему и содержать только те пункты, которые отражают содержание. Работа над планом способствует развитию мышления детей, а также формирует умение выделять мысль и оформлять ее на доступном речевом материале. По мере овладения умением составлять план его структура усложняется. Самым сложным в языковом отношении и по структуре является план в форме назывных предложений. Работа считается завершенной, когда сформировано умение самостоятельно составлять план к описанию предмета, явления, событий из собственной жизни. Виды заданий могут быть самыми разнообразными. В самом начале работы над связной речью дети должны самостоятельно составить сообщение о погоде, передать свои впечатления о прошедшем дне, а также рассказать о своих играх, о своей работе. К этим навыкам добавляется умение самостоятельно описать предмет, действие, производимое этим предметом или с этим предметом, описать явление природы и внешность человека. Сначала такое описание дается на основе наглядной ситуации, а затем – по памяти. По мере развития навыка построения связного высказывания детям предлагается составить рассказ о предстоящей работе, записать свои наблюдения над конкретными действиями, явлениями. Сюда подключается работа над рассказом по серии картин, по опорным словам, восстановление деформированного текста с соблюдением последовательности рассказа. Степень деформации текста может быть различной. Так, в одном случае отдельные части связного рассказа могут быть перемешаны, однако внутри каждой отдельной части последовательность событий или явлений сохранна.

В другом случае может быть нарушена последовательность описания вне зависимости от деления на части. Самой сложной является работа по восстановлению текста, когда помимо последовательности событий нарушено и строение фразы. Работа над связной речью предполагает вовлечение в процесс различных мыслительных и сенсорных операций и строится на основе сформированных компонентах языка (лексика, грамматика и звукопроизношение).