История русского флота

Границы русского государства 18-го века сущесвенно отличались от
современных. Они совпадали лишь на севере, где безлюдные тогда просторы
Заполярья омывали воды морей Ледовитого океана. На западе граница
пролегала по Ладожскому озеру , включала земли , расположенные чуть
западнее Смоленска , и далее тянулась вдоль Днепра.

На южной оконечности страны находилась Астрахань. От нее
пограничная линия тянулась к столице Донского войска— Черкасску ,
расположенному севернее устья Дона , и затем поднималась на северо-запад
до излучины Днепра в районе современного Днепропетровска.

Как видим , Россия в те времена занимала огромные пространства. Но
ее территория была отрезана от морских берегов , от возможности
широкого использования дешевых путей сообщения. Между тем в средние века
и даже в новое время экономически процветали страны, располагавшие
возможностью связываться с остальным миром морем — Англия , Голландия ,
Испания и др. У России такие возможности были крайне ограничены . На
востоке ее границы омывал Тихий океан, но выгод из этого извлечь было
нельзя, т.к. Дальний Восток только начинал осваиваться и
экономического значения этот край не имел. На юге европейской России
Астрахань открывала путь в Каспийское море. Город издавна являлся
транзитным пунктом в торговле с восточными странами не только для
России, но и для Западной Европы. Однако Каспийское море не имело
выхода к океанским просторам, оно обеспечивало морские связи с
Восточным Закавказьем, Ираном и отчасти Средней Азией.С этого времени и начинается история русского флота.

Роль единственных морских ворот России в страны Европы выполнял
Архангельск. Но расположение этого города представляло ряд серьезных
неудобств . Во-первых, Архангельск был удален от Москвы на расстояние ,
которое в два раза превосходило расстояние от Москвы до побережья
Балтийского моря. К тому же Москва не имела прямого речного пути в
Архангельск : товары, предназначавшиеся на экспорт , к зиме
сосредотачивались в Ярославле, оттуда санным путем доставлялись в
Вологду, а затем по Сухоне и Двине в Архангельск. Во-вторых , путь
через Белое море в страны Западной Европы был в два раза длиннее , чем
путь через Балтийское море. Наконец , в-третьих , морской путь через
северные моря таил неизмеримо больше опасностей ,чем путь через
Балтийское море , где кораблям не грозили айсберги , обледенения и
суровые условия плавания .

Россия очень нуждалась в побережьях Черного и Азовского морей. Но
выход к этим морям запирали две турецкие крепости , стоявшие в устье
Дона и Днепра : Азов и Очаков. Однако в 1687 году царица Софья решается
снарядить армию для похода в Крым , и в этом же году стотысячная армия
под командованием главы правительства князя В.В. Голицына двинулась на
юг , но не дойдя до Крыма вернулась обратно , понеся большие потери от
болезней . Два года спустя в 1689 году Голицын повторил поход , достиг
Перекопа , но , не предприняв активных действий возвратился в Москву .
Эти походы подорвали авторитет Софьи и ослабили ее шансы в борьбе за
власть .