Оксана Чистовская: “Хочется верить, что в русскоязычном геймдеве скоро появятся AAA-проекты, которые составят конкуренцию будущим играм Netflix”

27.04.2021 09:57
Реклама
В последнем финансовом отчете стриминговой платформы Netflix, ставшей

В последнем финансовом отчете стриминговой платформы Netflix, ставшей поставщиком лучших сериалов последнего времени, сообщили, что компания заинтересована в развитии нового вида контента — видеоиграх. Вопрос в том, сможет ли корпорация по киноконтенту перепрофилироваться и подстроиться под игры.

О том, как устроена драматургия в видеоиграх и каково работать в IT-сфере, расскажет эксперт Оксана Чистовская, нарративный дизайнер и игровой сценарист, геймдизайнер “PecPoc Games”.

Как давно вы работаете в игровой индустрии?

Профессионально работаю пятый год. Но до того, как попала в настоящий геймдев, я написала сценарий для мобильной чат-истории и разрабатывала разные квесты в духе “поиска сокровищ” и escape the room.

То есть у вас уже большой опыт в разработке разного рода игр?

Игры в реальности и на компьютере имеют очень много схожих механик. Поэтому да, можно сказать, что опыт в разработке уже большой.

Что скажите по поводу видеоигр и кино, возможно ли их объединить?

Конечно. На сегодняшний день существует множество видеоигр в жанре интерактивного кино. В них обычно превалирует сюжет, который дополняется различными геймплейными механиками. В пример могу привести популярные серии игр от компании Telltale Games: The Wolf Among Us и The Walking Dead.

Как думаете, есть шансы, что под крылом Netflix появятся крупные и прибыльные игровые проекты?

Зависит от того, какое направление они для себя выберут. То есть на прибыль и популярность видеоигры влияет очень много факторов. Например, выбранный жанр, мир, способ продажи, какой объем сюжета будет и так далее. Поэтому сейчас сложно ответить на этот вопрос. Но, судя по тем “бестселлерам”, которые Netflix показали всему миру — “Очень странные дела”, “Черное зеркало”, “Королевский гамбит” — то с сюжетами видеоигр у Netflix не должно быть проблем.

Писали ли вы когда-нибудь сценарии для кино? Сколько времени занимает написание сценария для игры?

Да, я написала несколько сценариев для короткометражных и анимационных мультфильмов. Процесс их написания сильно отличается от того, как сценарист пишет историю для игры. У игровых проектов вообще не существует как такого сценария, написанного от А до Я, как в кино. Это всегда несколько документов, несколько развилок, описаний механик и т.п. Потому что развитие истории в игре всегда напрямую зависит от действия игрока. В этом виде искусства очень большая вариативность.

Недавно присутствовала на докладе известного игрового сценариста Эвана Скольника. Он привел очень наглядный пример того, насколько сильно отличаются объемы сценарной работы для игр и кино. Всего для одной игры Star Wars: The Old Republic он написал примерно 370 тыс. диалогов. Этот объем приравнивается к 125 сценариям кино. Поэтому и длительность написания игрового сценария может длиться от нескольких месяцев до десятка лет.

Я работала в основном над казуальными проектами, там игровой сценарий обычно разрабатывается от 3 месяцев до полугода. Зависит уже от менеджмента и работы других отделов разработки.

В чем состоит особенность написания сценария для игры, есть ли отличия от кинематографа?

Главная особенность в том, что в играх много интерактива. То есть в кино зритель просто сидит в кресле и наблюдает за действиями главного героя. В видеоиграх же главным героем является сам игрок. Это надо всегда учитывать при разработке. Киносценаристы, пришедшие в геймдев, тоже должны это понимать.

Как проходит ваш обычный рабочий день в качестве игрового сценариста?

Раньше типичный день сценариста состоял из пунктов: что-то придумать или что-то написать (если кратко). То есть я разрабатывала сюжет игры, прописывала логическую цепочку событий, характеры персонажей, лор. Когда это все было прописано, я сидела над игровыми текстами, в основном, писала диалоги между персонажами.

Сейчас что-то изменилось в вашем расписании?

Да, я стала больше работать над игровыми механиками. Это можно отнести уже к нарративному дизайну. То есть в мои обязанности входит вписать геймплей в игру так, чтобы он рассказал какую-то историю. Но это тоже лишь часть рабочих моментов.

В данный момент я больше уделяю внимания собственному проекту, поэтому целыми днями пишу дизайн-документацию.

Значит, вы выполняете разные функции? Разве документация не пишется геймдизайнерами?

Да, в геймдеве каждый специалист выполняет разносторонние задачи. К написанию ДД, как правило, привлечены не только гейм-дизайнеры, но и нарративщики. Именно они больше всего знают игровую историю, поэтому понимают, куда, где и как надо направить геймплей.

На своем опыте убедилась в том, что без документации далеко не уйдешь. Как минимум, после ее написания можно понять, стоит ли вообще браться за проект и какие ресурсы понадобятся для его создания.

Чем вы еще занимаетесь помимо работы?

Пишу рассказы, публикую научные статьи о своих исследованиях нарратива и, конечно, играю в видеоигры. Мне интересно развиваться с разных сторон. К тому же, все это пригождается в работе.

Помимо всего прочего люблю путешествовать. Кстати, это довольно легко делать тем, кто работает в IT-сфере. Потому что большинству специалистов для работы нужен всего лишь ноутбук. Можно отправиться в другую страну, узнавать новые города, при этом продолжать работать.

Почему вы решили уйти из компании и начать работу над своим проектом?

Мне захотелось на время уйти от казуального геймдева. Сейчас появляется очень много разработчиков, которые развиваются именно в этом направлении. Недавно меня звали поучаствовать в нескольких проектах, но я отказалась от предложений, потому что все они так или иначе связаны с мобильными “казуалками”. Правда, сейчас я параллельно помогаю вологодским разработчикам в создании match-3 игры, но это контрактная работа. Сейчас мне хочется уйти в другой жанр, попробовать свои силы в новых направлениях.

Что думаете по поводу геймдева в странах СНГ?

У него определенно большой потенциал. В 2020 году, во время пандемии, отечественный геймдев показал, где спрятан лакомый кусочек для инвесторов. Мне кажется, в скором времени игровая индустрия в странах СНГ будет еще активнее развиваться, потому что все больше инвестиций привлекается в эту сферу экономики. Например, недавно международная инвестиционная компания GEM Capital вложила в белорусских разработчиков Weappy почти 1,5 млн. долларов. В России на днях объявили, что планируется создать фонд для поддержки игровых компаний, которые работают над патриотическими играми. Глядя на такие новости, хочется верить, что в русскоязычном геймдеве скоро появятся AAA-проекты, которые составят конкуренцию будущим играм Netflix.

Автор: Дорофеева Ника

Как вам новость?
Головоломки