Санитарный надзор в Таможенном союзе: хроника нововведений

10.12.2010 10:33
Реклама

Но «не прошло и полгода», как содержание данных документов
подверглось корректировке. Создается впечатление, что разработка
нормативов производилась наспех, и что данные документы еще не раз будут
правиться твердой рукой Комиссии Таможенного союза.

Введение «Единого перечня» и «Единых  требований»

С июля 2010 года решением Комиссии Таможенного союза введен в
действие Единый перечень товаров, подлежащих
санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и
таможенной территории таможенного союза. Согласно данному документу,
все товары делятся на категории: подлежащие
санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), нуждающиеся в
государственной регистрации и не подлежащие государственной регистрации.
В это же время прекращается выдача СЭЗ, взамен которых выдаются письма о
соответствии и свидетельства о государственной регистрации.
Более
1300 страниц — таков объем «Единых санитарно-эпидемиологических и
гигиенических требования к товарам, подлежащим
санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)». Данный норматив был
утвержден одновременно с «Единым перечнем»; документ содержит 21 раздел,
в каждом из которых изложены требования к определенной группе товаров.
Заинтересованному в проверке соответствия лицу, будь то импортер или
производитель, знакомство с «Едиными требованиями» будет чрезвычайно
полезным, поскольку знание и соблюдение этих требований позволит
избежать возможных недоразумений, связанных с обращением
несертифицированной (незарегистрированной) продукции на территории
Таможенного союза.
Стоит акцентировать, что «Единые требования» —
документ временный: он действует до введения в действие технических
регламентов на подконтрольную продукцию. Кроме того, ранее выданные СЭЗ
будут действовать до января 2012 года, т.е. внедрение нововведений можно
назвать плавным.

Ноябрьские изменения

Решение Комиссии Таможенного союза № 456 от 18.11.2010
предусматривает внесение ряда изменений, как в «Единый перечень», так и в
«Единые требования». Новшества в «Едином перечне» нельзя назвать
обширными: в список неподконтрольных товаров были зачислены товары,
поставляемые на территорию Таможенного союза как гуманитарная помощь;
второй раздел был дополнен абзацем, согласно которому сырье,
используемое исключительно для производства косметики, бытовой химии, а
также для фармацевтики и производства средств защиты растений,
государственной регистрации не подлежит. Иная ситуация с «Едиными
требованиями»: содержание документа претерпело существенные изменения,
затрагивающие интересы промышленников и импортеров, непосредственно
связанных с пищевой отраслью, декоративной косметикой, производством
средств гигиены, лакокрасочной продукции и т.д. К счастью, процедура
проверки соответствия не претерпела значительных изменений: коррективы
были внесены в часть, касающуюся отбора образцов при проведении
исследований.

Свидетельство о государственной регистрации продукции

Все товары, внесенные в раздел II «Единого перечня», подлежат
государственной регистрации. Документом, подтверждающим факт регистрации
и безопасность товара, является свидетельство единой формы,
действительное на территории всего Таможенного союза. Данное
свидетельство является аналогом сертификата соответствия, поскольку само
содержание документа и порядок его получения от процедуры сертификации
(проверки соответствия) мало чем отличается.

Инициировать процедуру проверки подконтрольного товара может
производитель или импортер, если подконтрольный товар ввозится на
территорию Таможенного союза из третьих стран, не входящих в Таможенный
союз. Проверка соответствия производится за счет средств заявителя
уполномоченным органом, сведения о котором внесены в Единый реестр
органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза (в
настоящее время сведения из Единого реестра об органах по сертификации
можно получить на официальном сайте Таможенного союза).

Документация для получения Свидетельства о государственной регистрации продукции

Инициатор, помимо заявления на получение свидетельства о государственной регистрации, должен представить следующие документы:

  • правоустанавливающие документы, свидетельствующие о регистрации предприятия (выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
  • документация по использованию (применению) товара;
  • нормативные документы, регламентирующие производство товара (технические условия, рецептуры и т.п.);
  • заверенные копии или макеты упаковки, этикеток;
  • протоколы отбора образцов и документы, подтверждающие их соответствие;
  • сертификат или декларация на используемое сырье;
  • сведения о содержащихся в составе товара трансгенных организмов,
    пестицидов и иных веществ, использование которых регламентировано
    «Едиными требованиями»;
  • документы изготовителя, подтверждающие безопасность испытуемых образцов (сертификат соответствия, декларация о соответствии).

Процедура освидетельствования товаров, импортируемых на территорию
Таможенного союза, имеет незначительные отличия в части предоставляемых
документов. Например, инициатор должен дополнить вышеозначенный список
доказательными документами о том, что на территории производителя
подконтрольный товар допущен к свободному обращению.

После анализа документов и установления соответствия товара
требованиям нормативов, уполномоченный орган по сертификации в течение
30-ти дней выдает Свидетельство о государственной регистрации продукции,
а также вносит данный документ в Реестр свидетельств. При проведении
процедуры освидетельствования товара могут быть задействованы третьи
стороны — испытательные лаборатории и центры, аккредитованные в
установленном порядке.

Получение свидетельства — это своего рода экспертиза документов, в
результате которой орган по сертификации изучает технические и
доказательные документы, после чего принимает решение о выдаче или
отказе в выдаче инициатору Свидетельства о государственной регистрации.

Единый подтверждающий документ — благо для производителей и импортеров

Введение единой формы Свидетельств о государственной регистрации
можно назвать в межгосударственных экономических отношениях, выгодных, в
первую очередь, производителям и импортерам. Несмотря на кажущуюся
сложность процедуры и частые изменения в нормативной базе, выработка
общих стандартов и единых документальных форм позволяет существенно
упростить и ускорить перемещение товаров через санитарно-карантинные
пункты Таможенного союза.

Подготовлено по материалам экспертного центра «Крафтсерт«

Как вам новость?
Головоломки