Таможенный союз — для граждан безусловный плюс

07.12.2010 09:15
Реклама

С того момента,  как таможенная система Беларуси  была интегрирована в  Таможенный союз (ТС) с  Россией и Казахстаном, прошло полгода. Как эта интеграция  отразилась на простых гражданах, что дал Таможенный союз простому обывателю?  Шесть месяцев существования в рамках этого союза оказалось вполне  достаточно, что бы ответить на эти вопросы.

Совершенно очевидно, что Беларусь вступала в ТС в первую очередь  с целью улучшить экономические отношения с Россией, повысить товарооборот,  снять многочисленные таможенные барьеры, и в этих процессах  интересы рядовых граждан были второстепенны и могли быть принесены в жертву большой политике.

Яркий пример этого  – рынок автомобилей. Именно этот рынок наиболее чутко реагировал на любые события связанные с таможенным союзом:

  • 2009 год – появление сведений о повышении пошлин на ввоз транспортных средств  с 1 января 2010 года, привело к небывалому ажиотажному спросу, как на новые, так и на подержанные автомобили, отмечен значительный рост ввоза подержанных машин и рост цен на них.
  • Первое полугодие 2010 года — поднятие пошлин только для юрлиц  привело фактически к коллапсу рынка новых автомобилей, многие дилеры были вынуждены уйти с рынка, спрос на машины значительно спал по сравнению с 2009 годом, темпы ввоза подержанных авто продолжали расти. Этот рост объяснялся тем, что многие автодельцы планировали реализовать автомобили в Россию после вступления в Таможенный союз и ввозили их десятками.
  • Второе полугодие 2010 года – Россия разработала документы ограничивающие ввоз подержанных автомобилей из стран входящих в ТС. Темпы ввоза начинают снижаться, спрос значительно ниже предложения, цены на автомобили снижаются, оставшиеся дилеры приспособились к новым условиям и смогли удержать конкурентные цены новые автомобили  по отношению к подержанным.

Установившаяся  ситуация на автомобильном рынке для простого обывателя более чем благоприятна. Но уже весной можно ждать дестабилизацию ситуации на рынке, по мере приближения ко дню «X» – 1 июля 2011 года  окончание действия  временного порядка ввоза транспортных средств физическими лицами. Чем ближе эта дата,  тем сильнее будут разгораться страсти. Предугадать развитие ситуации на рынке автомобилей  будет очень сложно. Вопрос о таможенных пошлинах на транспортные средства превратился в политический инструмент. Он актуален и будет активно использоваться в ближайшее время.

В целом вступление в ТС принесло простым людям больше пользы, чем вреда. Главный  положительный результат —  снятие таможенных барьеров между странами участницами. Важно, что это действует не только для организаций ведущих внешнюю экономическую деятельность, но и для частных лиц. Выгода от снятия таможенных барьеров — очевидна.

Если внутри союза барьеров не стало, то вот на границах они претерпели значительные изменения. О новых правилах таможенного оформления для физических лиц на протяжении всего лета немало писалось и рассказывалось в различных СМИ. Если вы желаете познакомиться с новыми таможенными нормами подробнее, то вся необходимая информация есть в интернете, на сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, так же неплохо эта информация изложена на портале «Путеводитель по рынкам Украины».

Новые таможенные нормы оказались мягче и либеральнее по сравнению со старыми. Увеличен общий  вес вещей провозимых беспошлинно до 50 кг, увеличена сумма общей стоимости вещей провозимых беспошлинно до 1500 евро. Отменены пошлины на ряд товаров, если вес единицы продукции не превышает 35кг (телевизоры, свч-печи, мониторы, строительные материалы, мебель, автозапчасти  и др.).  Увеличилась норма беспошлинного провоза алкогольных напитков до 3 литров.

 Но не обошлось и без новых ограничений. Так запрещены к провозу б/у покрышки. Пиво включено в понятие алкогольных напитков и попадает под общую норму в 3 литра. Для вещей длительного пользования (к ним относят фактически всю дорогостоящую технику – телевизоры, компьютеры) при ввозе обязательно декларирование, и возить такие вещи можно не чаще  одного раза в год. Введено новое понятие  неделимого товара. Данные товары облагаются пошлинами.

Смягчение многих таможенных  норм  связано с тем, что нормы в основном разрабатывались на основании российского таможенного законодательства, а в России более развиты рыночные механизмы, и там проводят менее жесткую протекционистскую политику, чем в Беларуси. Белорусы  это смягчение уже почувствовали  и осознали – за время действия новых норм значительно увеличился ввоз компьютерной техники и телевизоров частными лицами.

Не смотря на то, ТС работает уже немало времени, многие таможенные процедуры еще не достаточно хорошо отлажены, многие нормы требуют доработки и уточнения. Об этом свидетельствует то, что не только граждане, но и работники таможни не всегда могут четко разобраться в ситуации и однозначно дать ответ на тот или иной вопрос.

Так на форумах посетителей Хмельницкого рынка  интересовал ряд вопросов, обсуждалась верность действий работников таможни. Вот некоторые из них.

 При отнесении товара к неделимому, какой  должен браться вес брутто или нетто?

При определении веса телевизора ввозимого одним из туристов, вес модели определялся  поиском его характеристик через сеть Интернет. Как поступят работники таможни, если в интернете данных не будет? Распакуют телевизор, достанут пульт, антенну, подставку и будут взвешивать? Есть ли у них соответствующие оборудование и помещение или все это будет происходить на улице?

Стоимость все того же телевизора определялась  поиском цен в сети, в Интернет- магазинах, не смотря на то что, турист предоставил чек. Почему официальный документ подтверждающий продажу мене значим для таможни, чем информация из Интернета, непонятно с каких сайтов?

Такие вопросы и проблемы вполне ожидаемы. Они связанные с тем, что новая таможенная система, по сути, находиться в процедуре обкатки и доработки. В дальнейшем она будет совершенствоваться,  улучшаться и таких вопросов будет меньше. Плюсы ТС очевидны, это понимают и наши ближайшие соседи, например, Украина уже  всерьез подумывает о присоединению к союзу.  В целом,  вступление  в ТС  по многим позициям было правильным решением. Выгодным как простым гражданам, так и государству. Последний острый  вопрос, по  таможенным пошлинам на автомобили, разрешиться уже этим летом.  От его разрешения зависит, будет ли в бочке меда ложка дегтя.

 

Как вам новость?