МАК: причиной крушения Як-42 стала ошибка экипажа

Непосредственной причиной катастрофы самолета Як-42 стали ошибочные действия экипажа. К такому выводу пришел Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Расследование обстоятельств крушения показало, что пилоты упавшего лайнера во время разгона перед взлетом по ошибке нажали тормозные педали.

По словам председателя технической комиссии МАК Алексея Морозова, такое возможно, только если "ноги пилота на педали стоят неправильно и находятся на тормозных площадках". При этом пилот мог не заметить, что нажал на педаль, передает Lenta.ru.

Нажать на тормоз в равной степени могли как командир экипажа, так и второй пилот, который находился под негативным воздействием медицинского препарата.

После возникновения чрезвычайной ситуации экипаж не рассматривал вариант прекращения взлета, что могло бы предотвратить катастрофу. Бортмеханик мог без согласования с командиром судна убрать на малый газ ручки управления всеми двигателями, приняв импульсное движение колонки штурвала за попытку прекращения взлета. Однако он тут же получил команду вернуть ручки управления во взлетное положение.

В то же время величина тормозной силы в восемь тонн, зафиксированная перед взлетом, свидетельствует о том, что один из пилотов не просто жал на тормозные педали, а упирался в них, вытягивая штурвал вверх.

При этом отказов в тормозной системе самолета при проведения расследования выявлено не было. Кроме того эксперты установили, что в начале разгона подтормаживания колес также не было.

По словам представителя МАК, скорость самолета перед взлетом была ниже необходимой на 20 км/ч.

Максимальная высота, которую удалось набрать самолету, составила пять-шесть метров. При взлете Як-42 столкнулся с антенной радиомаяка и повредил левое крыло. Из-за этого возник сильный левый крен, затем произошло полное разрушение конструкции самолета.

Экипаж разбившегося под Ярославлем Як-42 признали неготовым к полету

Эксперты пришли к выводу, что авиакомпания "Як-Сервис", которой принадлежал разбившийся лайнер, не провела качественное переучивание командира экипажа и второго пилота с управления Як-40, на котором они летали большую часть времени, на Як-42. В этих самолетах имеются конструктивные особенности, при которых ноги на тормозных педалях при взлете надо держать по-разному.

В МАК отметили, что в ходе переподготовки экипаж не проводил тренировок на тренажере, а ряд документов о проведенном обучении был сфальсифицирован. Кроме того, было указано на недостатки формирования экипажа с психологической точки зрения, так как авторитет второго пилота был выше, чем у командира.

Также был выявлен факт употребления вторым пилотом медицинского препарата, после применения которого запрещено допускать к полетам в связи с расстройством координации.

Как ранее сообщал Телеграф, самолет Як-42 упал 7 сентября при наборе высоты примерно в километре от аэропорта "Туношна" под Ярославлем. На борту были члены хоккейного клуба "Локомотив", которые летели в Минск на игру первого тура регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).

На борту находились 45 человек — 37 пассажиров и восемь членов экипажа. В результате крушения При крушении самолета Як-42 в числе прочих погибли три белоруса — белорусский защитник российского клуба Руслан Салей, нападающий Сергей Остапчук и тренер по физподготовке Николай Кривоносов.