Десять главных альбомов 2014 года

Корреспонденты и редакторы Ultra-Music называют десять лучших белорусских альбомов уходящего года: Akute, Port Mone, ЛСП, Mustelide, The Toobes, Challenger Deep, Vuraj, Volski, The Burner, TonqiXod.

Akute «Reaĺnaść i sny»

Между вторым и третьим альбомами Akute пролегли два года — и ребята использовали это время полностью. Фирменные гармонии и мелодии группы на «Reaĺnaść i sny» сохранились, а вот фирменные сопли, которые были намазаны на первых двух дисках толстым слоем, наконец исчезли. Akute сильно повзрослели и при этом стали и более интересными и более уверенными. «Biehčy» і «Naskroź» — пара лучших поп-песен года, а «Reaĺnaść i sny» — пока лучший диск Akute; пока, так как есть ощущение, что дальше будет только лучше.

Николай Янкойть


Challenger Deep «Irreversible»

С металом в Беларуси всегда всё было в порядке. И пускай крутых групп здесь не сотни, но в каждом направлении обязательно будет хотя бы одна банда, способная засветиться на международной сцене. До этого уровня доросли Challenger Deep, выпустив альбом «Irreversible». С первого прослушивания стало ясно, что это будет один из самых интересных альбомов года. Экспрессивный вокал, тягучие гитары, дребезжащий бас, чистые и чётко выстроенные мелодии — этот атмосферный и одновременно агрессивный пост-метал пробирает до мурашек. На альбоме нет слабых номеров, даже многоминутные треки не расползаются и не надоедают до самого конца. Органично вписан и чистый вокал приглашённого для записи лидера Nebulae Come Sweet Игоря Ковалёва. Именно при его участии записана шикарная десятиминутная «Melancholia» — один из лучших треков в истории белорусской тяжёлой музыки.

Вячеслав Радионов


Mustelide «Secret»

В дебютном альбоме Mustelide, кажется, Наталье Куницкой играет на руку абсолютно всё: воспоминания о «секретиках» и таинственном детском мире, типично женский образ мышления и особенности голоса. Артистка умело сочетает синт-поп с отличной мелодикой, женскую тематику в текстах и аристократичность и интеллигентность в подаче материала. Композиции Mustelide балансируют на грани художественного высказывания и какой-то будничности. В итоге альбом становится честным и очень личным повествованием, в котором, однако, все эмоции и мысли тщательно отобраны. Это тот случай, когда красота заключается в простоте, а немного странные составляющие в итоге образуют гармоничную картинку.

Евгения Логуновская


Port Mone «Thou»

Великолепные инструменталисты Port Mone записали практически совершенную пластинку, которая не только безукоризненно выстроена и сыграна, но и, кажется, идеально передаёт палитру белорусских ландшафтов. Самое главное, что в результате лесного пленэра, во время которого записывался «Thou», были зафиксированы не только инструменты Ворсобы, Ванчука и Кравченко, но и музыка естественная, едва уловимая на пластинке, но очень важная для создания общей атмосферы альбома.

Александр Чернухо


The Burner «Memorandum»

На данный момент белорусская хардкор-сцена выглядит единственным возможным местом прорыва отечественной музыки в мировое музыкальное пространство. Яростный и громкий дебютник The Burner, хаотическими барабанными дробями и грязными гитарными рифами бросающий слушателя из стороны в сторону, стал первым серьёзным ударом молота о бетонную стену, заслонившую нас от музыкального света.

Евгений Карпов


The Toobes «Road to the Big Time»

Музыку, которую делает The Toobes, можно назвать космополитом — это рок-н-ролл, который мог бы быть родом из любой страны, недаром коллектив столь активно гастролирует в Польше. В музыкальном плане группа шагнула вперёд — стала делать более внятную, логичную музыку. Появились чёткие мелодии, которые вспомнить и напеть теперь куда проще, вокал стал аккуратнее и ровнее, а гитарные риффы и ритм-секция — чётче и насыщеннее. В итоге перед нами рок-н-ролл в лучших традициях и сильнейший представитель жанра в Беларуси.

Евгения Логуновская


TonqiXod «Pradmova»

Настоящий арт-рок — редкий для белорусских лесов зверь, занесённый во все Красные книги. Дебютный диск TonqiXod так и ломится от хороших мелодий, ярких текстовых находок и ламповой теплоты звука; я пока не смог ни разу прослушать альбом от начала до конца без дрожи по телу. Здесь хватает и сложных структур, и ломаных размеров, но они не нагромождаются и не преобразуются в занудную жвачку, как это частенько случается в прог-роке. «Pradmova» — живое, энергичное и очень светлое начало, после которого хочется поскорее увидеть первую главу.

Николай Янкойть


Volski «Hramadaznaustva»

«Грамадазнаўствам» Лявон по-отцовски похлопал по плечу тех, кто списал его на свалку музыкальной истории. У Вольского вышел мощный по звуку и аранжировкам альбом со здоровым взглядом из одной белорусской параллельной реальности в другую. Сам музыкант говорил, что песни, вошедшие в новую пластинку, писались в разные годы. Видимо, поэтому в некоторых композициях можно услышать эхо квартета N.R.M и группы Zet. Что в очередной раз доказывает, что Вольский — незаменимый «атом» большинства творческих «объединений», в которых принимал участие.

Евгений Карпов


Vuraj «Rajok»

Лидер группы Vuraj Сергей Долгушев за последние годы стал одним из самых заметных персонажей в белорусской музыке. Участник Fratrez и Vuraj, временный вокалист Re1ikt, а с недавних пор и один из инициаторов «Спеўных сходаў» — у Сергея на всё хватает времени. Но главным проектом для него остаётся всё же фолк-коллектив Vuraj. Группа в этом году выпустила первый настоящий студийный альбом, на котором нет присущих до этого коллективу сказок и инструментальных театрализаций. Музыканты постарались подойти к аутентичном песенному материалу так, как это делает «Троіца»: произведения целиком переосмыслены, переработаны с оригинальными аранжировками, но при этом в них остаётся национальный колорит.

Вячеслав Радионов


ЛСП «ЁП»

Даже несмотря на то, что «ЁП» больше похож на сборник скопившихся у проекта ЛСП треков и создаёт впечатление музыкального винегрета, работа эта для белорусской сцены как глоток свежего воздуха. Точные и яркие аранжировки, изобретательная лирика, полная сарказма и юношеского нахальства и, в отличие от следующего релиза ЛСП, зашкаливающее количество запоминающихся мелодий. «ЁП» — это актуальная поп-музыка, в которой пусть и хватает заимствований, но, по крайней мере, этим заимствованиям не несколько десятков лет.

Александр Чернухо

Как вам новость?