Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

15 января состоится очередной мастер-класс в рамках фестиваля SMARTFILM с участием известных белорусских представителей киноиндустрии. Белорусская актриса Олеся Грибок, гость мастер-класса, делится с читателями Телеграфа своим взглядом актерское ремесло и актера в нем, проблемами и чаяниями.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

На съемках сериала «Выше неба», реж. Д. Маринин

— Олеся, ты снялась в двух самых нашумевших и, можно даже сказать, скандальных фильмах — «Выше неба» и «Мы братья». Скандалы – это хорошо или плохо для актерской профессии?

— Скандалы в актерской профессии очень сильно отражаются на творчестве. Я сама очень чувствительна и эмоциональна, хотя многие думают, что я непробиваемая.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Съемки фильма «Мы, братья», реж. Вильям Де Виталь

После фильма «Мы братья» мне было очень тяжело, так как было много разговоров после этого фильма. К счастью, у меня мудрый муж, который дал мне совет отключиться от информационной среды, чтобы сосредоточиться на работе. Некоторые на меня за это обиделись, но тогда это было мне необходимо.

Для меня скандалы — это плохо. Я очень миролюбива.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

На съемках короткометражного фильма «Ящик виски», реж. И. Финевич-Сакуро

— Как актриса может сама себя продвигать в Беларуси?

У нас в Беларуси нет агентов, нет людей, которые бы занимались продвижением актеров. К сожалению, актеры вынуждены заниматься этим сами. А это есть в природе далеко не каждого актера. Я бы даже сказала, что умение продвигать себя противоречит актерской природе.

Мне проще, потому что у меня есть опыт работы продюсером. Я занималась продвижением продукта, поэтому я могу посмотреть на себя со стороны.

Проанализировав свой опыт и опыт своих коллег, как белорусских, так и российских и американских, прочитав профессиональную учебную американскую литературу и обобщив опыт,  я создала на его основе мастер-класс «Менеджмент киноактера».

На мастер-классе мы с коллегами разбираемся, как эта система работает на уровне мировой практики и как это может быть адаптировано для Беларуси. Меня интересуют процессы, происходящие именно в нашей стране. Но процесс становления и оформления мастер-класса еще идет, он пока формируется.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Фото Юлии Ефимик

На мой взгляд, нужно очень много общаться, чтобы себя продвигать. Особенно в Беларуси, где нет ни формы, ни структуры продвижения, нет базы. Здесь может работать только максимальное количество общения.

Информации очень много, нужно уметь ее находить, анализировать, фильтровать. В день актеру нужно потребить много информации. 

К примеру, мой рабочий день киноактрисы может начинаться с того, что я отслеживаю все новости киноиндустрии.

После поездки в Америку я определила для себя, что у меня есть полноценный рабочий день, как актрисы. И помимо проб, сьемок, встреч, знакомств и других событий актерской жизни, есть базовые вещи, которые я должна делать, чтобы оставаться в курсе того, что происходит в индустрии, в частности, в Беларуси.

К сожалению, на белорусском пространстве не так много информации о кино, как за рубежом. Там можно зайти на любой специальный портал и найти массу интересного о кино, съемках, backstage и так далее. В Беларуси нужно очень много общаться  и посредством этого узнавать, чем живет белорусское кино.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Съемки сериала «Жизнь рассудит», реж. О. Фесенко

Чем необходимо обладать для того, чтобы стать успешным актером?

— Лично для меня успех — это внутренняя гармония. К сожалению, пока, если я нахожусь в гармонии с собой, то я нахожусь в конфликте с окружающим миром и наоборот. 

На мой взгляд, нужно не думать об успехе, а думать о своем росте и заниматься профессией. Это тяжело в современном мире.

Для меня был очень полезен опыт работы продюсером – теперь я могу смотреть на себя как на актрису, на свою работу, со стороны.

К сожалению, многие люди судят об актерах либо по СМИ, либо по фильмам.  Они не представляют, какой это тяжелый каждодневный труд — актерская профессия, труд над своими мыслями и  поступками, делами, персонажем. Для меня персонаж — это не герой, это мое второе «я», мои близкие, это работа над живым человеком.

Поэтому думать нужно не об успехе, а о сегодняшнем дне и его задачах. Есть кино, есть герой, которого нужно оживить. Нужно думать вот об этом.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Фото Юлии Ефимик

Я хочу процитировать Мэтью Макконахи: «Ухаживайте за своим садом, а бабочки прилетят сами».

Это просто. И это то, о чем нам говорят на протяжении все актерской учебы. Но одно дело учиться, а другое дело прийти в мир, где очень много соблазнов. Поэтому я бы перефразировала так: следите за своим садом, за собой, за своими мыслями, за своим языком, за своими делами, а бабочки и люди, которые вас поддержат, зрители, которые оценят вашу работу, прилетят сами.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Кадр из короткометражного фильма «Ящик виски», реж. И. Финевич-Сакуро

— Как относишься к мобильному кино в целом?

Как особая ниша оно вполне реально, благодаря современным технологиям. Ведь сейчас популярны короткометражки, которые сняты якобы по реальным событиям с телефона очевидца.

Мобильное кино — это колоссальный старт для тех людей, которые хотят попробовать себя в кино либо в роли режиссера, либо в роли оператора, поиграть с формой, с разными способами воплощения своей идеи. Это очень полезно.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Съемки клипа «Danger  in your eyes», Д. Фрига

— Ты могла бы сняться на мобильный телефон при наличии интересного тебе сценария? Могла бы сняться бесплатно?

— Да, безусловно.

Кстати, на мастер-классе я буду говорить на тему о том,  как заполучить профессионального актера в мобильное короткометражное кино.

В процессе подготовки к мастер-классу я поговорила более чем с 50 белорусскими актерами, выяснив, какие у них требования для участия в мобильном кино. Мне понравилось, как сказал один из них: «Я очень люблю кино, и для меня неважно, мобильный это телефон или короткометражное кино».

Бесплатно я снималась не раз, и результаты меня радуют.

Самое большое достижение — участие в короткометражке «Гансиван» режиссера Игоря Осмоловского.

В 2014 году этот фильм прошел в каталог Каннского фестиваля. Он снят без бюджета, и все работали с удовольствием. Об этом фильме мы будем говорить на мастер-классе, а также покажем трейлер.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Съемки сериала «Я не смогу тебя забыть», реж. М. Демченко

— Расскажи немного о мастер-классе.

— Мне поставили конкретную задачу – рассказать о том, как найти актера в свое короткометражное кино.

Мне кажется, что у меня получилось определить некоторые шаги, которые обеспечат молодому режиссеру профессионального актера в его кино. Это практические советы. Я опиралась на опыт молодых и уже опытных актеров.

Кстати, мы будем говорить не только о профессиональных актерах, поскольку на съемочной площадке я работала как с профессионалами, так и нет.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Съемки сериала «Я не смогу тебя забыть»

— Что лично тебе нужно, чтобы согласиться сняться бесплатно?

— Со мной очень легко.

Мне интересны роли, которых у меня еще не было. Я молодая актриса, ролей у меня пока не так много, поэтому мне важно каждое какое-то новое для меня воплощение.

Например, последний раз я снялась в короткометражном кино «Черти» Кирилла Галицкого, в котором у меня была хулиганская роль девочки-перевертыша.

Очень важна идея сценария, что он утверждает, какие вопросы ставит перед зрителем. Когда берешь какой-то сценарий и вдруг понимаешь, что он ставит перед тобой вопросы, ответов на которые у тебя нет… Это настолько тебя увлекает, что ты ходишь несколько недель с этой идеей в голове и задаешь себе эти вопросы. Благодаря этому сценарию, ты находишь ответы.

Для актера важно задавать вопросы не только зрителю, но и себе. И если он сам себе не ответит на эти вопросы, то не сможет ничего донести и до зрителя.

Кстати, однажды один молодой режиссер позвонил и предложил сняться в роли красавицы. Я сразу же согласилась.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Спектакль «Магический цирк Олли», реж. С.Зыгмантович

— В каких жанрах тебе нравится работать?

Я за артхаус. Сейчас как раз болею одним сценарием в рамках международного белорусско-литовского проекта, который должен реализоваться в 2015 году. Это артхаусное фестивальное кино.

Я прочла сценарий и поняла, что мой мозг сломан, и я не знаю, как над ним работать.

Обычно ты понимаешь, как собрать сценарий в единое целое. Но тут другая история. История от первого лица, включающая в себя не просто слова, а чью-то боль. Сценарий заинтриговал меня тем, что это история про человека, которому не удалось победить. Это история о слабом человеке, боль которого оказалась сильнее его.

Мы все, вовлеченные в этот проект, переживаем о том, чтобы он был реализован.

Также мне очень интересны комедии, потому что их у меня почти не было. А те, которые были, совсем не яркие.. Когда я училась в колледже, я думала что комедия — не мое. Но сейчас, возможно, что-то изменилось, поскольку мысли в этом направлении у меня есть.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Кадр из сериала «Выше неба»

— Участие в каких работах тебе понравилось? С кем было интересно работать?

— Для меня каждый человек — огромная Вселенная. Я всегда стараюсь видеть в людях хорошее. Поэтому для меня каждое столкновение, знакомство, работа с режиссером, оператором, актером — это открытие, полное неожиданных поворотов, взлетов и падений.

Что касается последних работ, короткометражного кино, раз уж мы говорим о фестивале SMARTFILM, я с удовольствием снялась в короткометражке «Черти» Кирилла Галицкого.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

На съемках короткометражного фильма «Черти»

Мне очень понравилось с ним работать. Потому что он интересуется моей героиней. Ему интересно, чтобы я максимально воплотила, как физически, так и эмоционально, его героиню. Мне это очень импонирует. Кирилл точно знает, чего он хочет, он может ответить на все мои вопросы.

Мне также запомнился российский сериал «Жизнь рассудит». Мне было приятно, что режиссер убедил участников проекта в том, что я могу сыграть главную роль. Для меня это была маленькая победа.

После сериала «Выше неба» я решила отказаться от продсюсирования и уйти в актрисы. Я дала себе два года, чтобы стать актрисой. Я сказала себе, что если за два года пойму, что актерской карьеры не получится, то возвращусь к продюсированию. Ровно через два года меня утвердили на главную роль в сериале «Жизнь рассудит».

Я поняла, что чтобы закрепиться в индустрии, на каком-то профессиональном пространстве, нужно не менее двух лет. Если быть точным — 18 месяцев. Сейчас агенты и актеры, с которыми я общаюсь, подтверждают мой вывод.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Директор Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) для стран Восточной Европы и Центральной Азии Виней Салдана вручает официальный сертификат «Красная ленточка» артисту Тео и актрисе Олесе Грибок

— Расскажи о своей работе с «Красной ленточкой».

— После сериала «Выше неба» мы стали активно сотрудничать с ПРООН в Беларуси.

У нас есть мастер-класс, основной автор Сергей Кручинин. Мастер-класс основан на сюжете сериала. Мы показываем шоу-кейсы, какие-то ситуации, которые были в сериале. После просмотра обсуждаем, что произошло на экране и как должно быть в идеале. Мы проводим этот мастер-класс как для студентов, так и для людей, которые работают в сфере профилактики ВИЧ/СПИД.

С этим мастер-классом мы поехали на IV Международную Конференцию стран Восточной европы и Центральной Азии по вопросам ВИЧ/СПИД и там его представили. В результате я получила предложение стать членом международной команды «Красная ленточка». В этой команде состоит молодежь из 9 стран, которая представляет идеи «ноль дискриминации людей, живущих с ВИЧ».

В преддверии 1 декабря, Всемирного дня борьбы против СПИД и в рамках Европейской недели тестирования на ВИЧ, мы ездили с пресс-туром по городам Беларуси.

В каждом городе у нас была пресс-конференция для областных СМИ.  В рамках пресс-тура у нас проходили концерты, мастер-классы, можно было бесллатно пройти экспресс-тест на ВИЧ. Всего мы посетили три области. Событие получило масштабное освещение в прессе.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Съемки сериала «Я не смогу тебя забыть», реж. М. Демченко

— Твои основные жизненные принципы?

— Недавно в кино я услышала фразу, которая разбила все мои принципы: «Идеалы миролюбивы, а история жестока». Я идеалистка, крайне миролюбива, но мир не идеален и люди, к сожалению, в большинстве случаев, не стремятся быть идеальными. Поэтому единственное, что осталось – это созидать. Я живу тем, чтобы созидать.

Я даже стараюсь не разрушать отношений с человеком, к которому отсутствует симпатия либо его жизненные принципы не совпадают с моими. Я стараюсь их сохранить. Стою пока на этом.

Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Съемки сериала «Жизнь рассудит»

— Что думаешь о белорусском кино сегодня?

Я думаю, что пора выйти из режима ожидания. Мы все время чего-то ждем. Новостей от министерства культуры, реконструкции «Беларусьфильма», рождения талантливого режиссера. Но пока мы не полюбим то, что есть – нашу неидеальность, наше отставание от всемирной погони за прогрессом, наши улицы и лица, пока мы не возьмем это за основу творческого поиска – ничего не произойдет. Нам никто и ничто не поможет, кроме самих себя.

С Олесей Грибок беседовала Алевтина СНЕЖИНА

Фото из личного архива актрисы
Актриса Олеся Грибок: киноиндустрии Беларуси пора выйти из режима ожидания

Об актрисе

Олеся Грибок окончила Радошковичскую среднюю школу №1. В 2006 году поступила в Минский государственный колледж искусств на специальность «Режиссура праздников». В 2009 году окончила колледж с отличием и была принята в Белорусский государственный университет культуры и искусств на II курс.

Во время учебы занималась организацией гастролей в Минске проекта «Севременный таперский кинозал» (г. Санкт-Петербург, автор проекта тапер Арсений Трофим). После успешной работы над проектом работала в «Генеральном продюсерском центре» сценаристом ТВ-проекта. Уже через месяц стала исполнительным продюсером хроникально-документального проекта «Эпоха. События и люди». Все это время не переставала сниматься в кино.

В 2010 году сыграла главную роль в проекте ПРООН в Беларуси «Выше неба» режиссера Дмитрия Маринина, после чего решила посвятить себя актерской работе. Сыграла несколько главных ролей в телесериалах. В 2014 году сыграла одну из главных ролей в национальном проекте «Мы, братья» (реж. William De Vital).

С 2013 года ведущая Чемпионата СНГ по киберспорту Techlabs Cup (с 2014 года Game Show League).

В 2014 году принята в международную команду «Красная ленточка». Команда создана по инициативе Регионального офиса Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ЮНЭЙДС).

Фильмография актрисы:

Х/ф «Мы, братья», реж. William del Vital, (гл. роль Алеся), 2014 (продакшен)
Сериал «Жизнь рассудит», реж. О. Фесенко, (гл.роль Надежда), 2013г.
Сериал «Я не смогу тебя забыть», реж. М. Демченко (гл. роль Полина), 2013г.
Спектакль-иллюзион «Магический цирк Олли», реж. С. Зыгмантович (гл.роль, Олли), 2012г.
Сериал «Выше неба», реж. Д.Маринин (гл.роль Яна) 2011г.
Cериал «Плакучая ива», реж. Ф. Герчиков (роль адвокат Алина Борисовна Меньшова), 2014 (съемки)
Сериал “Все сокровища мира”, реж. А. Ефремов, (роль Галя), 2014 (постпродакшен)
Короткометражный фильм «Черти», реж. К Галицкий, (гл.роль Лена), 2014 (постпродакшен)
Сериал «Следователь Протасов», реж. К. Фролов, (роль Наталья), 2013г
Короткометражный фильм «Ящик виски», реж. И. Финевич-Сакуро, (роль Красавица), 2013г.
Короткометражный фильм «Гансиван», реж. И. Осмоловский (гл. роль Оксана), 2012г.

Как ранее сообщал Телеграф, фестиваль SMARTFILM — четвертый фестиваль-конкурс мобильного кино, который проходит при поддержке Министерства культуры Беларуси.

Ближайший мастер-класс в рамках фестиваля SMARTFILM состоится 15 января. Зарегистрироваться для участия в мастер-классе можно здесь.

В Студии Smartfilm все желающие смогут не только пообщаться с профессионалами из мира кино, посмотреть и обсудить с ними лучшие мировые короткометражки, но также принять участие в мастер-классах, на которых узнают некоторые секреты кинопроизводства и познакомятся с последними новинками мобильных технологий.

Как вам новость?