Режиссер Александра Бутор: в Беларуси не хватает профессиональных кинопродюсеров

22.01.2015 10:09
Шоу-бизнес

В Минске продолжаются мастер-классы с участием известных белорусских и иностранных представителей киноиндустрии в рамках фестиваля SMARTFILM. Гость мастер-класса, который состоялся 15 января, режиссер продолжения легендарного фильма "Белые росы" Александра Бутор, поделилась с читателями Телеграфа своим взглядом на профессию режиссера.

— Александра, что, на ваш взгляд, характеризует успешного режиссера?

— Во-первых, этот человек должен быть профессионалом.

Работа у него получается не по наитию, наощупь, случайно… он купается в профессии, потому что знает ее изнутри и не останавливается, продолжает учиться.

Это человек, у которого есть характер и позиция. Ему есть, что сказать людям о времени и о них самих. Его волнует сегодняшний день и то, что происходит сейчас в мире.

Он говорит киноязыком от чистого сердца, а не старается повторить чьи-то высказывания и скопировать чьи-то формы.

— Какие этапы становления проходит режиссер во время своего творческого пути?

— Сначала мечта. Потом вуз. Потом первые шаги. Учебные фильмы, которые с годами становятся все глубже, серьезнее, грамотнее. Затем дебютный фильм. И дальше… глубже, серьезнее, грамотнее…

— Какие качества нужно в себе развивать современному начинающему режиссеру? Чего избегать?

— Нужно стараться быть сильным, потому что работа очень тяжелая,  бывает много неудач, от которых могут опуститься руки. Нужно стараться преодолевать их с улыбкой и идти дальше.

Необходимо быть смелым. Потому что это профессия, где вокруг тебя десятки людей, с которыми ты должен наладить отношения, которых ты должен увлечь за собой. В их числе и своенравные продюсеры, и руководители кинокомпаний, с которыми нужно иметь смелость спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Нужно уметь рисковать. Если всю жизнь бояться выйти на съемочную площадку и начать поднимать эту гигантскую махину по названием «производство фильма»,  если все время оттягивать и считать, что ты еще не достаточно начитан, подготовлен и так далее – можно никогда ничего не снять. 

Хорошо иметь такое качество, как дипломатичность в отношениях с группой и продюсерами – грубость не помогает в этом деле, а только портит всем нервы. Улыбайтесь, кивайте и делайте все по-своему.

Чего избегать? Безграмотности. Самое страшное в этой профессии – прикрывать свою безграмотность словами: «Я художник, я так вижу».  Нужно быть честным с самим собой и со зрителем. Только тогда между экраном и залом установятся теплые отношения. В другом случае наше дело теряет смысл.

— Должен ли режиссер быть сам себе продюсером?

— Это хорошее, можно сказать, идеальное сочетание. При наличии отличной команды – это просто блестящий вариант.

— Что необходимо предпринимать молодым, начинающим режиссерам, чтобы войти в профессию?

— Мечтать. Учиться. Снимать. Признавать свои ошибки и учиться дальше.

— Как вы относитесь к тому, что сейчас, благодаря доступным девайсам и интернету, многие пытаются снимать? Вы не боитесь конкуренции этой новой волны? 

— Во-первых, я пока, к счастью, не считаю себя «старой волной», чтобы бояться этой так называемой «новой».

Во-вторых, съемки на различные девайсы, в том числе и мобильные телефоны, – это тренировка для молодых людей, мечтающих заниматься серьезным кино. Большое кино требует качества во всем, как в людях, так и в технике.

— Как вы относитесь в целом к мобильному кино, как к своеобразной нише?

— Я отношусь к мобильному кино примерно так же, как и к домашнему видео. Это может быть местами креативно, хотя профессиональный кинематограф это другое.

— Что можете сказать о перспективах киноиндустрии в Беларуси? Какие у нее проблемы? Что нужно современному белорусскому режиссеру?

— Наша страна является прекрасной площадкой для создания настоящего художественного кино. Здесь есть все для этого: талантливые люди, прекрасная техника, замечательные локации и т.д.

Действительной проблемой является отсутствие заинтересованного в окупаемости наших фильмов лица – настоящего продюсера. Попытки существуют. Но пока это лишь прощупывание почвы, на мой взгляд. Серьезных, решительных, смелых шагов в этом направлении пока нет. 

К тому же проблема профессионализма кинопродюсера также существует. Ведь такой специальности у нас пока не учат.  Поэтому у нас продюсерами себя называют бывшие администраторы картин, руководители телестудий… Опыта работы на серьезном кинорынке у них очень мало. Поэтому пока мы не видим явного результата. Но я верю, что все развивается и потихоньку движется в нужном направлении.

Что касается современных белорусских режиссеров, их очень-очень мало. Многие работают за пределами Беларуси, где выгоднее работать в финансовом отношении.

Многие боятся начать и поэтому занимаются чем угодно, только не кино.  А те, кто с горящими глазами рвутся в профессию, пока неопытны и необразованны.

Так что нужно беречь профессионалов, а каждый новый белорусский фильм воспринимать как событие.  

С режиссером Александрой Бутор беседовала Алевтина СНЕЖИНА

 

Как ранее сообщал Телеграф, фестиваль SMARTFILM — четвертый фестиваль-конкурс мобильного кино, который проходит при поддержке Министерства культуры Беларуси.

Ближайший мастер-класс в рамках фестиваля SMARTFILM состоится 22 января. Зарегистрироваться для участия в мастер-классе можно здесь.

В Студии Smartfilm все желающие смогут не только пообщаться с профессионалами из мира кино, посмотреть и обсудить с ними лучшие мировые короткометражки, но также принять участие в мастер-классах, на которых узнают некоторые секреты кинопроизводства и познакомятся с последними новинками мобильных технологий.