Константин Райкин: поэзия всегда была уделом меньшинства

В преддверии своего выступления в Минске художественный руководитель театра «Сатирикон», Народный артист России Константин Райкин дал эксклюзивное интервью известному журналисту и телеведущему Егору Хрусталеву. Константин Аркадьевич рассуждал о поэзии, театре, знаменитом отце и воспитании.

О любимых стихах

Наслушавшись стихов Давида Самойлова, его исполнения, в какой-то момент я ощутил желание самостоятельно попробовать его почитать. Тем более, я всегда увлекался поэзией и относился к ней очень внимательно. К тому же, Самойлов очень драматургичный поэт, актерский и не сложный на слух. По крайней мере, он рассчитывал на то, что его будут вслух читать, и сам очень хорошо читал свои стихи. Я был с ним знаком и, будучи тогда молодым зеленым артистом, смотрел на него снизу вверх как на знаменитого поэта. Стихи эти мне всегда нравились, особенно когда их исполняли артисты, умеющие читать стихи. Вообще это очень редкое явление, когда драматический актер, даже очень опытный, всерьез умеет читать стихи. Так обнаружилось, что я знаю их наизусть. Потом я взялся за целую поэму. Мне очень нравилась его поэма «Снегопад». Я стал проверять себя, что я помню. Постепенно выяснилось, что я могу прочитать всю поэму, и очень осторожно я вынес это на публику. Вот так происходит со стихами Самойлова.

О театре и поэзии

Чтобы не разочаровываться и не впадать в панику, надо понимать, что поэзия всегда была уделом абсолютного меньшинства. Пушкина по-настоящему знали очень немногие. Немногие его понимали, чувствовали… Чтобы не разочаровываться в человечестве, надо не очень очаровываться. Надо понимать, что человек очень несовершенное создание. Поэтому и поэзию, и театр, и настоящее искусство понимают и вообще нуждаются в этом абсолютное меньшинство. По статистике в любом городе, где есть театр, только 10% жителей его посещают. Надо понимать, что 90% населения любого города мира не ходят в театр вообще никогда. А это базовый вид искусства. Точно так же с чтением, а тем более с поэзией – таким непростым видом литературы. В этом плане я счастливый человек. В этом смысле я всю жизнь ежевечерне имею дело с лучшей частью населения. Это, условно говоря, те 10% жителей любого города, которые ходят в театр.

О воспитании

Для занятия искусством и его восприятия гены не важны. Например, если человеческий детеныш воспитывается у зверей, не как в сказке Киплинга, а реально, то потеря человеческого общения и всего, что связано с добротой и духовным развитием, в первые годы жизни невосполнимо. И гены тут ни при чем. Я не хочу сказать, что они не играют никакой роли. Они играют огромную роль. Но, как говорится в математике, это необходимо, но недостаточно. Есть с одной стороны необходимость в генной предрасположенности, а с другой – в тонкости души. И я убежден, что тонкость души в большей степени воспитывается окружением. Например, в моей жизни было несколько развилок. И я знаю точно, попади я в другое окружение, сюжет моей жизни сложился бы по-другому, и я был бы совсем другим. Божья искра должна быть обязательно, но этого недостаточно. Здесь колоссально важно, как человек воспитан, какие у него черты характера. В актерской профессии, а особенно театральной, это имеет принципиальное значение.

Об отце

Время от времени и довольно регулярно я стараюсь посмотреть его глазами на то, что я делаю, как я живу. Это часть меня. Вознесенский сказал, что дети умерших родителей это перископы мертвецов, то есть глазами детей смотрят на мир умершие родители. Это неожиданный и очень точный образ. Я же смотрю на жизнь и папиными глазами, во всяком случае, мне хочется, чтобы так было. Поэтому какой-то диалог происходит постоянно. Временами я представляю очень четко, что бы сказали родители, увидь они своими глазами то, что вижу я сегодня.

Посмотреть полную версию интервью можно здесь.

Художественный руководитель театра «Сатирикон», Народный артист России Константин Райкин выступит в Минске с новым поэтическим моноспектаклем «Над балаганом небо…» 13 апреля в концертном зале «Минск».

Как вам новость?
Головоломки