Как отразится ситуация с валютой на стоимости концертов в Беларуси

Глубокий кризис российского рубля и ситуация на валютном рынке Беларуси по логике должны сказаться и на сфере развлечений: в первую очередь на мероприятиях с участием зарубежных исполнителей. Как 30-процентный налог на покупку валюты скажется на количестве концертов и их стоимости, узнавал корреспондент Ultra-Music.

«Отменилось одно мероприятие — детский утренник»

Представители многих крупных белорусских концертных агентств пока воздерживаются от комментариев относительно повышения стоимости билетов: так, представители «Атом Интертейнмент» не готовы комментировать сложившуюся на валютном рынке ситуацию. Впрочем, их коллеги из Allstars уже сделали заявление.

— Очевидно, что контракты с зарубежными исполнителями заключены в той или иной валюте. Безусловно, стоимость билетов в рублях будет регулироваться в зависимости от фактических курсов валют. Уже сейчас можно говорить о запланированном увеличении стоимости билетов на 20-40%, — рассказали в интервью afisha.tttt_tel представители AllStars. — Практически по всем текущим проектам продажа билетов будет приостановлена, а новые проекты будут поступать в продажу только после перерасчета смет.

Однако пока организаторы избрали «выжидательную» тактику, и большинство решений по ценообразованию будет приниматься уже в следующем году. По информации крупного белорусского билетного оператора Kvitki.by, никаких незапланированных изменений в стоимости билетов на предстоящие мероприятия с пятницы не произошло, а отменилось за это время всего одно мероприятие — детский утренник.

— Продажи билетов на предстоящие мероприятия никто не приостанавливал, — сообщили представители Kvitki.by. — Наоборот, с пятницы стартовали в продажу новые мероприятия: концерты Дельфина, групп Centr, Dzeciuki, «Ночные снайперы» в Бресте, моноспектакль Александра Реввы, «Лондонский концерт Валерии», репертуары театров на будущие месяцы, Стас Пьеха, ансамбль «Бяседа», также организаторы открыли больше билетов для продажи на «Сретенский хор» и «Главную ёлку страны», концерт Григория Лепса, «Новогоднюю ночь в аквапарке» и многие другие мероприятия.

Впрочем, многие агентства готовятся к повышению стоимости билетов уже в январе. Так, к примеру, планируют поступить представители Berin Art Management.

— Мы понимаем, что многие хотят купить билет на концерт в подарок своим друзьям и близким. Поэтому до начала нового года мы пересматривать цены не будем. В начале января на все или некоторые наши концерты возможно повышение цен на билеты на 30-40 процентов, — рассказали в интервью afisha.tttt_tel представители агентства. — Организация концертов, особенно звезд мировой величины, всегда связана с рядом больших расходов. Безусловно, мы не можем оставаться в стороне от того, что происходит сегодня на рынке, и должны реагировать на все изменения. Однако мы сделаем все возможное, чтобы сохранить доступные цены на билеты и дать публике возможность увидеть своих кумиров и посетить мероприятие.

«Мы работаем вопреки трудностям»

Однако не все организаторы готовы повышать стоимость билетов на 30 процентов, так как это может серьезно повлиять на спрос.

— Большинство зарубежных музыкантов берут предоплату в евро, соответственно, их гонорары в пятницу для нас повысились на тридцать процентов. Растёт гонорар — растёт и стоимость билетов, однако повышение цены на тридцать процентов серьёзно повлияет на спрос, поэтому момент тонкий, — считает продюсер фестиваля «Дружба» Александр Шугаев. — В 2011 году, когда курс вырос в три раза, мы делали с агентством JetSounds первый фестиваль MayDay. Говорили нехорошие слова, проклинали Вселенную, потому что уже внесли предоплату в евро, а цены повышать нельзя было: фестиваль проводился впервые, и на него в случае повышения цен вообще никто бы не пошёл. Что касается фестиваля «Дружба», планы по нему мы пока не корректировали. Подождём, что будет. Думаю, так сейчас поступят все организаторы, которые занимаются долгосрочными проектами. В любом случае, нашей приоритетной целью будет формирование доступных цен на билеты в следующем году.

Александр считает, что в первую очередь колебания на валютном рынке повлияют на количество клубных концертов.

— Количество крупных концертов уровня Дворца спорта и «Минск-Арены» меньше не станет: все переговоры с артистами ведутся заранее — примерно за полгода, и чаще всего эти артисты просят предоплату. Те, кто внёс предоплату, отказываться от концертов не будут. Я думаю, что сократят объёмы организаторы клубных концертов, которые планируются на два-три месяца вперёд, — говорит Александр.

Впрочем, представители агентств, работающих с клубными площадками, настроены позитивно и не планируют сокращать количество концертов и значительно поднимать цены на билеты.

— Учитывая ситуацию в России, было вполне логично предполагать, что-то похожее произойдёт, — говорит представитель концертного агентства WakeUp! Иван Селищев. — Но, как и всегда, это оказалось немножко неожиданностью. Пока мы посмотрим за развитием ситуации — в ближайшее время повышать стоимость билетов не планируем. Если «временные меры» окажутся постоянными, мы, конечно же, будем вынуждены корректировать цены: работать в минус или работать «в ноль» не хочется никому. Но на 30 процентов цены поднимать в любом случае не будем: люди просто не смогут ходить на концерты. А на количество концертов это не повлияет: состоятся все запланированные выступления. А что будет дальше? Не знаю. В любом случае, мы работаем вопреки трудностям.

«К нам перестанут ездить посредственные артисты»

Белорусский концертный бизнес во многом «завязан» на российском, и любые изменения в сфере развлечений в стране-соседке так или иначе сказываются и на белорусской афише.

Представители российского шоу-бизнеса отмечают, что любой финансовый кризис — это отличная возможность увидеть, «кто чего стоит». Продюсер Леонид Бурлаков, ответственный за успех Земфиры, а также групп «Мумий Тролль» и «Братья Грим», считает, что финансовые неурядицы благоприятно сказываются на сфере развлечений.

— Любой финансовый кризис четко разделяет талантливых людей и проходимцев — людей, которые вкладывают деньги в бездарность. В этот момент исчезают непонятные песенки, проплаченные артисты. А уже признанные артисты, которых любят люди, начинают, как ни парадоксально, зарабатывать больше. Когда ты потерял заводы, пароходы, но у тебя, к примеру, осталось ещё сто тысяч долларов, ты без оглядки пойдёшь на концерт любимой группы. Хотя бы отдохнуть. В разгар российского кризиса 1998 года у группы «Мумий Тролль» доходы увеличились ровно в два раза. Это держалось довольно долго — пока кризис не начал спадать.

По словам Леонида, примерно такая же ситуация будет и на рынке «привозных» артистов.

— На рынок импорта кризис, конечно, повлияет. С другой стороны, к нам перестанут ездить посредственные артисты. Нам приходится читать о них за неделю до концерта, а на следующий день мы просто забываем об этом коллективе, потому что снова едет кто-то новый, и нам нужно читать уже про него, — говорит Леонид. — Если говорить о громких именах, фестивальных лайн-апах, то и в России, и в Беларуси есть поддержка со стороны структур, заинтересованных в том, чтобы народ получал хлеб и зрелища. Поэтому масштабные мероприятия всё равно будут проходить в прежних объёмах.

Как вам новость?