Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар: Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар

Интересный театральный проект представила в Беларуси молодой израильский режиссер и хореограф Мири Лазар и театр танца «POLAROID». Как сказала Мири Лазар в беседе с корреспондентом Телеграфа, она увлечена гендерными исследованиями — прежде всего мужского гендера, проявления идеи мужественности в современном мире. Свои открытия и понимание проблем в этой сфере хореограф и актеры — семь молодых людей в возрасте 27-32 лет — стремятся донести до зрителей с помощью очень лаконичных средств, выразительного языка тела и музыки.

Театр танца «POLAROID» из Тель-Авива выступил на XVIII международном театральном фестивале "Белая Вежа-2013" в Бресте. Режиссер и хореограф театра Мири Лазар получила специальный диплом компании МТС «За совмещение драматического и хореографического искусств».

Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар: Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар

На прошлой неделе в Минске гости из Израиля дали представление на малой сцене Концертного зала «Минск» и провели мастер-класс для студентов-актеров, режиссеров и танцоров в минских университетах. Их выступление и встречи 15-17 сентября были организованы Израильским культурным центром при посольстве Израиля в Беларуси.

По отзывам минских зрителей, проект «POLAROID» интересен своей проблематикой, стилистикой, оригинальностью подходов к раскрытию темы. Руководитель и артисты театра тоже остались довольны своими встречами с белорусскими зрителями.

Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар: Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар

«Семь молодых людей в закрытом пространстве разыгрывают сцены из жизни общества, стараясь следовать общепринятым правилам и нормам. Их воспоминания создаются перед глазами зрителей как моментальный снимок polaroid. В поисках истины каждый из них играет несколько ролей: ребенок, отец, солдат, модель. В постоянном перевоплощении герои то утрачивают свои мужские качества, становясь женоподобными, то вновь обретают свою мужскую индивидуальность, полную силы и мужественности. И они играют все эти роли, одетые в одинаковые костюмы, в которых оказались как в ловушке…»

Израильские гости рассказали в интервью о создании проекта, который отражает и их собственную жизнь и помогает понять самих себя, об обнажающем внутреннюю борьбу минимализме, о конфликте как возможности роста и развития и многом другом.

— У нас остались очень хорошие и теплые впечатления от встречи с белорусской публикой, — сказала Мири Лазар. — И в Бресте, и в Минске нас приняли очень хорошо, очень эмоционально. Мы счастливы, что зрителям понравилось наше представление. Мы впервые выехали со своим проектом за границу и не знали, как нас примут, и столь позитивная реакция публики стала приятным сюрпризом.

— Как возникла идея создания такого сугубо мужского коллектива и проекта?

— Я по специальности хореограф и работаю в израильском театре. И меня интересуют гендерные исследования, воплощения идеи мужественности на сцене. Поэтому, когда я пришла в 2010 году преподавать (специализация «театр и танец») в Школу сценических искусств, где прежде сама училась, я попросила именно мужскую группу. Так удачно совпало, что другой режиссер работала только с девочками одного класса, и все мальчики остались свободны. И с ними мы проработали четыре месяца — экспериментальная импровизация, обсуждения, техническая работа. Потом был перерыв на несколько месяцев, и я оценила то, что увидела, проанализировала материалы и смогла определиться с работой над представлением, его идеей и линией.

— Мы работали очень интенсивно ежедневно с утра до вечера два месяца, — рассказывает актер группы Александр Полонский. — Премьера прошла в нашей школе, и здесь же мы дали целый ряд представлений, а после окончания учебы вышли со своим проектом на сцену Национального израильского театра «Габима». Также были у нас и выступления на открытых площадках на улицах Тель-Авива. Несколько месяцев назад на одно из представлений пришли режиссеры из Беларуси, затем они обратились к Мири и пригласили нас на международный театральный фестиваль «Белая Вежа». Мы выступали в Бресте как гости в финальной части. Наш дебют здесь в Беларуси был очень удачным и с этого старта мы бы хотели и дальше продвигаться — в европейские и другие страны.

Мири, а почему вы все-таки занялись мужской проблематикой? Женщинам сегодня более свойственно продвигать феминистские идеи.

— Потому что женские проблемы сегодня в обществе отражены достаточно широко, и свои идеи женщины продвигают очень активно.

И достаточно агрессивно?

— Да, именно — достаточно агрессивно. Поэтому меня прежде всего интересовали мужские аспекты гендерной проблематики, которым сегодня меньше уделяют внимания. На эти проблемы в обществе не пытаются посмотреть более глубоко. Непопулярно сегодня говорить про чувства мужчин, видеть мужчину «в проблеме» —  в обществе, семье, его внутреннем мире. Хотя, я считаю, мужчины более чувствительны и более…

— Уязвимы?

— Да. именно. Они менее защищены, — говорит девушка. — И меня было чувство, что мужской внутренний мир — как секрет, как тайна. И я хотела бы попробовать открыть эту тайну.

— Вы считаете, у женщины раскрыть внутренний мир мужчин получается лучше?

— Да, им нужна помощь, — улыбаясь и то же время серьезно говорит Мири Лазар.

Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар: Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар

Семь актеров в одинаковых строгих костюмах, но без обуви, представляют на сцене в танце эпизоды из жизни мужчин. В этом движении, в этой пластике вам удается, без декораций, без слов, минимальными средствами достичь максимального эффекта. Такой минимализм — это уже принцип вашего театра?

— На этом этапе я чувствую, что именно это базис в нашей работе. Такой минимализм «дает много места» для тела, для лица и ничто не мешает, нет ничего лишнего. Нужно было создать чистую основу, и на ней начинают строится ситуации и проявляться сильные чувства. И иногда, в напряженных, очень тяжелых ситуациях, особенно явственно проявляется этот контраст — между тем, что внутри человека разыгрывается большая драма, и этой чистотой на сцене. То есть, это конфликт между чистотой сцены и драмой, которая происходит внутри актера или внутри сцены. В человеке может идти какая-то война с собой, но внешне он элегантен, снаружи все хорошо. И все как бы от него ждут, чтобы он был элегантен, безупречен. Чистая сцена — это метафора. Она отражает чистоту снаружи, но балаган внутри. Бардак, — смеется Мири Лазар.

— Я Мири сказал, что слово «бардак» есть в русском — она не поверила: в иврите тоже есть это слово, — поясняет актер театра Александр Полонский, который на интервью выступал и в роли переводчика.

— Костюмы тоже символ — замкнутости, клетки?

— Снаружи нет, но по-настоящему — да. Все одеты в одну и ту же одежду и от всех ждут одних и тех же вещей. От людей ждут, чтобы они были в одной линии со всеми другими, с обществом.

Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар: Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар

— Общий шаблон?

— Да, шаблон. Как армии — все в одну линию и выполняют общую команду, — говорит хореограф.

— Единственное, что у нас на груди были маленькие такие штучки, разные у каждого — это наши персональные обозначения, символы индивидуальности, — добавляет Александр Полонский.

Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар: Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар

— На ваш взгляд, в обществе насколько остра проблема унификации личности? Развитие новых технологий ее усиливает или наоборот?

Думаю, новые технологии принесли больше свободы для индивидуума. Но все равно общество «возлагает» на нас много обязательств, ожиданий и упований. Просто эти ожидания ушли как бы на другие уровни и по-другому себя воплощают. Никто, например, не скажет мужчине «Не плачь!», но это будет подразумеваться с момента, когда он был маленьким мальчиком до того, когда стал отцом, и на протяжении всей жизни — даже без слов. Общество требует: он должен быть сильный.

Это социальный посыл, который уже находится внутри нас. Я думаю, что обращение к этой теме может открыть этот аспект. И не только общество постоянно требует от мужчины быть сильным, но мужчины тоже сами от себя этого ждут, и боязнь не соответствовать этим требованиям создает порой напряжение, внутренний конфликт.

— Внутри театра — сложно или легко вам было работать вместе над этим проектом, находить взаимопонимание?

— Я могу сказать об этом восприятии со стороны актеров, — говорит Александр Полонский. — У нас сначала был другой язык самовыражения на сцене. У Мири хореографический подход, более интуитивный, идеи у нее возникают как бы инстинктивно, просто есть чувство, что это надо так, а это так. И иногда она не может передать это словами. Иногда она видит, что происходит что-то очень красивое, правильное, а мы этого не видим и не понимаем. И тогда наступает момент, когда мы говорим: а что мы делаем вообще, зачем нам это нужно? Почему именно это, а не что-то другое? И не всегда есть ответы. Но иногда надо просто делать. И что-то там рождается, когда ты начинаешь делать. Пока мы нашли свой язык, внутри группы было много моментов, когда мы останавливались и не давали себе продвигаться дальше. Были очень эмоциональные обсуждения, конфликты сначала. Но потом каждый для себя нашел то «место», где он может понять другого и дать ему то, что надо. И в конце у нас уже появилась очень хорошая динамика. И мы понимаем друг друга.

— Я не хотела навязывать свое видение и вводить актеров в русло своих идей и ожиданий. Я хотела просто смотреть и брать из того, что есть в самих актерах, в их рабочих материалах. Вся работа шла по их импровизациям, домашним заданиям, из которых я могла выбирать то, что хотела.

Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар: Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар

— А музыкальную основу как выбирали?

— Это все музыка одной группы — известной американской группы Pearl Jam. Когда я была девочкой, я ее очень любила. И для представления я искала музыку с достаточной глубиной проникновения в мужскую тему, и музыка Pearl Jam, по-моему, тут идеально подходила. И эта музыка, в которой возникает образ мужчины-сына, отца, любовника и так далее, тоже является метафорой..

— Я могу сказать, что музыкальные композиции дают нам текст, и их слова и наши движения идут вместе. И когда по ходу действия у меня возникает какая-то проблема — я слушаю музыку и тогда знаю, где нахожусь, о чем речь, — говорит Александр Полонский.

Это нить?

— Да, это дает нить.

— А чем вам, как актеру, мужчине, интересен этот проект?

— Мне интересно, потому что тут есть прямая связь с моей собственной жизнью. Я сам как бы в ситуации подобного конфликта. Мне 31 год и я чувствую, что уже как бы не очень молодой и вижу, как все мои друзья женятся, обосновываются в жизни, имеют серьезную работу — мои друзья не из театральной сферы, многие из них связаны с компьютерными технологиями. А я ощущаю, что я еще не очень внутри всей этой системы.

— Не стал ее колесиком-винтиком?

— Да, еще не стал. И я чувствую, как меня хотят этим винтиком сделать, ждут чтобы я им стал. Вот даже бабушка приходит и говорит, когда ты женишься, когда у тебя будут дети, когда ты будешь такой-то серьезный, солидный и прочее. Это тоже все служит материалом для моей работы в театре. И вся эта взрослая жизнь с ее темой «деньги, банки и прочее» начинает давить тебя.. И в какие-то моменты это меня очень сильно пугает, потому что в каком-то смысле я еще хочу быть мальчиком и хочу взрастить свои мечты, и еще не знаю, как они вырастут и во что воплотятся, эти мои идеи и стремления. А если сейчас сделать определенный, продиктованный обществом выбор, то все эти потенциальные возможности закрываются — все закрылось, ты идешь дальше, и есть вещи, которые ты уже не сможешь начать делать. Точнее, начать как бы можно всегда, но уже будет намного тяжелее. И когда я «вхожу» в это наше представление, я думаю про свою жизнь. Там есть места, в моем соло, где все идут в линии, а я хожу там сам по себе. И я чувствую, что еще не знаю, готов я быть таким как все или нет. Так что в моей игре это все от моей жизни, все это мое. Только так это и можно делать.

— А в перспективе вы все же планируете заниматься театром?

— Хороший вопрос. Я очень бы хотел быть в театре — меня это вдохновляет, мне это нравится. Проблема в том, что этой сфере очень тяжело зарабатывать деньги и заниматься только этим практически невозможно. Очень мало мест для работы в репертуарном театре, и на них претендует очень много конкурентов. А ином варианте надо самим что-то делать и придумывать, как зарабатывать. И поэтому я думаю, что хотя театр, может быть, и не будет единственной вещью в моей жизни, но 100%, что он будет в моей жизни. Безусловно, он будет занимать одно из главных мест, но будут в моей жизни еще вещи, которые будут меня поддерживать и финансировать.

— Мири, а кто для вас в мире хореографии является наибольшим авторитетом?

— Пина Бауш (Телеграф — известная немецкая танцовщица и хореограф). Ее считают матерью всего театра движения. Она ушла из жизни несколько лет назад. Ее работа, ее «танец в театре и театр в танце», внедрение очень специфических элементов на сцене, понимание взаимотношений человека и общества, ее исследования в гендерной области — все это меня очень вдохновляет и многое я почерпнула именно в ее творчестве хореографа.

— А насколько, по вашему мнению, человек вообще способен сохранить свою индивидуальность в обществе? И как далеко он может зайти в этой борьбе за свою индивидуальность, чтобы не возник уже необратимый конфликт с другими людьми, обществом?

— Я думаю, что общество, которое будет создано из большего числа индивидуалов, оно более здоровое. И в таком обществе будет меньше конфликтов, — отвечает Мири Лазар.

Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар: Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар

— А я могу сказать, что для меня конфликт — это не плохая вещь. Конфликт — это не война, — говорит Александр Полонский. — Если возникает конфликт — это не значит, что мы больше никогда не будем разговаривать, а будем воевать и пытаться побороть друг друга. Конфликт — это здоровый способ проявить свои чувства — дать им выйти, а не держать в себе. Когда ты им не даешь выхода, они тебя двигают по дорогам, которые ты не понимаешь. И когда этот конфликт проявляет себя, то это очень тяжелый момент — тяжелый для двух сторон, но только после этого наступает…

— Момент истины?

— Да, это истина, это настоящий момент, который по-настоящему «проявляет» жизнь. Есть человек, который думает так, а есть человек, который думает иначе, и возникает конфликт, и надо в этом конфликте быть. Я это и для себя говорю — это те, вещи которые мне тоже хотелось глубже понять. Человек должен знать, что конфликт — тоже часть жизни, как и мирное существование. Не всегда все должно и может быть отлично и хорошо. Может быть и плохо, и — хочешь ты или не хочешь — все равно конфликт будет. И будешь ты с ним или будешь от него убегать — он есть и будет тебя дергать. Я бы для себя хотел научиться — не избегать все время конфликта и не делать вид, что как будто все хорошо-все хорошо-все хорошо.

— Потому что по сути это проявление страха?

— Да, это страх.

— Я хочу сказать, что нельзя требовать от всех приверженности одному идеалу, а должна быть разносторонность взглядов и мнений. И конфликт это тоже хорошо, — добавляет Мири Лазар.

— Это такой очень трудный момент, потому что нелегко дойти до этого понимания, — продолжает Александр Полонский. — Я про себя могу сказать, что для меня намного легче не быть в конфликте, проще делать вид, что все нормально. Когда я в конфликте — мне тяжело. Ведь это противостояние и надо быть в нем. Но ты уже понимаешь, что хотя тебе и тяжело, этот конфликт делает что-то полезное, он тебя меняет.

— Продвигает?

— Да, он тебя как бы продвигает и ты выходишь из него уже человеком более уверенным. И тебе более понятно, что есть ты, а что не ты.

— Название проекта «POLAROID» возникло с самого начала?

— Напротив — в процессе работы.

Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар: Мужчина. Сцена. Конфликт — в театре «POLAROID» Мири Лазар

— И ваш театр теперь так и будет называться?

— Да, хотелось бы.

— А чего бы еще хотелось на перспективу?

— Хотелось бы очень многого, сделать что-то новое с нашим ансамблем, у нас есть планы. Может, мы еще дополним группу — как мужчинами, так и женщинами.

— Вы тоже думаете, как другие хореографы, что язык тела более «честный», чем вербальный, — им труднее лгать?

— Это другой язык. Он мне ближе и больше меня интересует. Язык тела, его пластика —это характеристика человека — его первая, главная характеристика. Движение возникло до того, как появился язык. И движение, пластика — это как тесто, с которым я могу работать.

— И в заключение — пожелания.

— Я всем — и себе тоже — пожелаю, чтобы каждый себя нашел и чтобы ему было хорошо от того, что он занимается тем, что он любит, — говорит Мири Лазар.

— То есть это самое главное — реализовать себя?

— Да, даже если не на 100%, потому что очень тяжело, но хотя бы на какие-то проценты, — говорит Александр Полонский.

В материале использованы фото Миланы Харитоновой с фестиваля «Белая Вежа» (Брест).

Как вам новость?
Головоломки