Национальная музыкальная премия: фарс-мажор национального значения

Так повелось, что Ultra-Music ходит на Национальную музыкальную премию. За три года мы провели на этом мероприятии одиннадцать с половиной часов и просмотрели около шестидесяти номеров. На этот раз читайте о выступлении Владимира Карачевского, простуде Александра Сапеги, перепутанных конвертах с именами победителей, двух не врученных наградах и Kriwi под фонограмму.

На этот раз Национальная музыкальная премия била все рекорды и антирекорды — фарс под вывеской «самого грандиозного музыкального события года» продолжался четыре с половиной часа. За год цена билетов на это мероприятие подскочила в два раза: самые дешевые билеты во Дворец Республики стоили 80 тысяч рублей, а самые дорогие в районе 200 тысяч. Впрочем, в начале церемонии в зале был аншлаг, пусть и немного украшенный камуфляжем.

В жюри в этом году было, наверное, раза в два больше людей, связанных с музыкой: Алесь Бадак, Леонид Борткевич, Вячеслав Бортновский, Светлана Гутковская, Леонид Захлевный, Дмитрий Колдун, Анастасия Москвина, Александр Тиханович, Нина Шарубина, Владимир Янковский, Юрий Козиятко и Борисов Светлов. Впрочем, на итоговой картине это не сказалось никоим образом: в этом можно было убедиться, взглянув на имена номинантов. На общем фоне выделялась разве что группа N.R.M., чью музыку можно поставить в один ряд с Muse, Radiohead, RHCP и Ленни Кравитцем.

Казалось, в этот вечер во Дворце Республики, являющем собой едва ли не последний оплот коммунистического могущества, что-то пошло не так: огромной и уродливой жабой, допрыгавшей в уголок наивной и чистой памяркоўнасці из тонущего в разврате Запада, здесь поселился квакающий на разные голоса дабстеп. Он звучал во время практически каждого танцевального номера. К счастью, тренд пятилетней давности ещё не добрался до лучших образчиков белорусской музыки.

Лучшей поп-исполнительницей стала Алёна Ланская, самозабвенно вытанцовывавшая с микрофоном где-то на уровне поп-груди и демонстрируя тем самым всю мощь своего поп-голоса. Это было настолько самозабвенно, что тяжелейшая поп-одышка то и дело мешала Алене закончить свою поп-речь. Но она ее все-таки закончила:

— Всё, что мы потратили, было заслуженно, — сказала певица.

А лучшим рок-коллективом стала группа «Без билета». Музыканты исполнили сразу две композиции, а Виталий Артист, зачем-то спевший вживую, поиграл с публикой в доброго физрука, заставив всех двигать руками в такт песне — настолько массовые телодвижения в тот вечер были серьезным прецедентом.

Лучший джазовый коллектив по версии Национальной музыкальной премии на церемонии не выступил. Вышедший за наградой на сцену Александр Сапега пояснил, что сорвал голос, поэтому музыканты не смогут играть. Ведущая Нина Богданова предположила, что всему виной алкоголизм, то ли не заметив, что Александр притворяется, то ли не поняв, что Александр — барабанщик.

Чтобы придать происходящему ещё более праздничный вид, ведущие то и дело называли церемонию волшебством и, кажется, даже сами в это верили. А публику в волшебстве убеждали иллюзионисты, которые стали своеобразным ноу-хау нынешней премии: трюки, позаимствованные из соседнего здания чуть ниже по проспекту, очень явно намекали на суть происходящего. Но главным сюрпризом и настоящим гвоздем программы стал выход на сцену первого заместителя министра культуры Владимира Карачевского. Он был краток и не говорил пространных вещей. Он просто пел. Пел новую песню лучшего автора музыки по версии Нциональной музыкальной премии Леонида Ширина. И слова про французское вино, про самопожервование ради любви и про время, которое лечит, звучали из его уст особенно трогательно и нежно.

А как только Владимир Михайлович, имеющий, к слову, богатый опыт работы тамадой на свадьбах и поэтому особенно изящный и элегантный, ушёл со сцены, во Дворце Республики стали творится странные вещи. Как-то особенно угрожающе здесь сначала прозвучала фраза ведущего Саши Немо «Всегда хочется что-то поменять», а затем фамилия Позняк. К слову, Святослав Позняк стал лучшим аранжировщиком по версии Национальной музыкальной премии. А лучшим автором слов — Павел Бертош, написавший отличную композицию о том, что «ты больше не моя, я уже не твой, лишь общие друзья вспоминают нас, причиняя боль».

Большая неприятность случилась во время выступления Валерия Дайнеко: неожиданно затихла фонограмма и оказалось, что у Валерия не включен микрофон. Валерий, к сожалению, не вспомнивший композицию дословно, интуитивно заменял близкие по смыслу и звучанию слова, являя собой образец мужества и находчивости. За это его попросили спеть ещё раз — для телеверсии церемонии. И он, разумеется, не отказался.

А ещё один конфуз случился, когда принесли конверт с именем победителя в номинации «Лучший гастрольный тур». Счастливая Ирина Хануник-Ромбальская, заглянув в конверт, прокричала со сцены имя Гюнешь. Но оказалось, что победительница вовсе не Гюнешь, а Ирина Дорофеева. Ирина вышла на сцену и, посмеиваясь, сказала: «Ну, все-таки наградили». Но интрига на этом не закончилась. Вслед за ней наградили и Гюнешь: Хануник-Ромбальская сказала, что жюри решило просто наградить сразу двух исполнительниц. Щедро!

Жюри, к слову, было действительно щедрым и учредило специальный приз «Народный хит». А победителем в этой номинации стал народный ансамбль народной песни «Верас», который спел песню про «лисапед», перечисляя все возможные наименования овощных культур, растущих в Беларуси.

К моменту вручения основных наград в зале осталась едва ли треть публики. А в номинации «Лучший альбом» в неравной борьбе, обставив грандов Анатолия Ярмоленко и «Цвет алоэ», победила группа Kriwi, которая даже вышла на сцену в усечённом составе, чтобы спеть под фонограмму «У ляску». Вероника Круглова, улыбаясь, скромно поблагодарила за награду и уступила место победительнице в номинации «Песня года». Ее обладательницей стала Инна Афанасьева, которая, видимо, пожалев остатки публики, сказала: «Я знаю, что вы устали и вам абсолютно все равно, что я сейчас скажу. Спасибо оставшимся в живых». И спела песню «Падал первый снег». Лучшую песню года.

А потом ведущие попрощались с публикой. А Егор Волчек, Ирина Кульбеда, Alen Hit и группа Napoli так и не узнали, кто из них стал «Открытием года». А Леонид Ширин, Владимир Кубышкин, Дмитрий Фомич, Владимир Бранковский так и не узнали, кто из них стал «Лучшим продюсером». Потому что награды в этих номинациях вручить забыли… На сайте СТВ осталось лишь пятнадцать номинаций, хотя изначально победителей должны были назвать в восемнадцати.

За три года Ultra-Music провел на Национальной музыкальной премии одиннадцать с половиной часов и просмотрел около шестидесяти номеров. Два года мы считали это забавным, а теперь нам окончательно стало грустно. Чтобы не грустить, Ultra-Music решил больше не ходить на Национальную музыкальную премию.


Список победителей во всех номинациях:

  • «Лучшая песня года» — Инна Афанасьева «Падал первый снег» (муз. Евгений Олейник, сл. Юлия Быкова)
  • «Лучший поп-исполнитель (коллектив)» — Алёна Ланская
  • «Лучший рок-исполнитель (коллектив)» — «Без билета»
  • «Лучший джаз-исполнитель (коллектив)» — Apple Tea
  • «Лучший этно-фолк-исполнитель (коллектив)» — оркестр ансамбля «Хорошки»
  • «Лучший автор музыки» — Леонид Ширин и Юрий Ващук, «Беларусь великая» (музыкальное сопровождение торжественного салюта во время гала-концерта ко Дню Независимости);
  • «Лучший автор слов» — Павел Бертош «Ты больше не моя» (исполнитель Алексей Хлестов)
  • «Лучший аранжировщик» — Святослав Позняк «Летняя« (исполнитель Искуи Абалян)
  • «Лучшая белорусскоязычная песня» — ili-ili «Танчыць» (музыка и слов ili-ili)
  • «Лучший музыкальный альбом» — Кriwi «Traukamurauka»
  • «Лучшая песня (музыкальный альбом) для кино, телевидения» — песня «Следы апостолов» в одноимённом фильме «Следы апостолов» (автор музыки — Максим Алейников, Феликс Луцкий, слова Елена Ярмолович, исполнитель Валерий Дайнеко)
  • «Лучший концерт года» — Президентский оркестр Республики Беларусь, творческий рок-проект «Дым над водой»
  • «Лучший гастрольный тур» — Гюнешь (гастрольный тур «Что в этом сердце»), а также Ирина Дорофеева и группа «Форс-минор» (тур «Як жа край наш не любіць»)
  • «Лучший клип года» — «У нескладовае» и «Братья Грим», клип «Станцыя» (режиссёр Дмитрий Войтенко)
  • «Лучший журналист (музыкальный критик)» — Татьяна Мушинская (журнал «Мастацтва»)

Специальные призы:

  • «За вклад в развитие современной музыки» — народный артист Беларуси, композитор Эдуард Ханок
  • «За лучшую хореографию» — танцевальный проект «Тренд Делюкс»
  • «Новые имена» — Юлия Фомкина
  • «Народный хит» — народный ансамбль народной песни «Верас»
  • «Лучший юный исполнитель» — бронзовый призёр детского «Евровидения-2013» Илья Волков

Как вам новость?