Олег Климов: в „Афише“ работают сумасшедшие люди, я серьёзно говорю

По традиции в конце года Ultra-Music подводит итоги. Известный музыкальный журналист и критик Олег Климов отмечает BosaeSonca и (((О))), признаётся, что не верит Михалку, со скепсисом смотрит в сторону J:морс и «Нафты» и с интересом ждет новостей от Akute в следующем году.

Я недавно говорил, что в белорусской музыке наблюдается ренессанс. Картина по итогам года практически та же. Достаточное количество музыкантов со стажем до сих пор работает продуктивно, но, кроме этого, появились молодые, которые что-то играют и записывают. Количественно ренессанс наблюдается, но качественно мне этот год не очень понравился. Об этом можно судить по сайту experty.by.

Мне кажется, получился очень ровный музыкальный год, без всплесков. Наверное, это плохо: хочется нового имени, настоящего рок-хита, большого внутреннего рок-фестиваля. В общем, нет чего-то свежего. Я бы выделил два проекта — «Тузін.Немаўля» и «Белое зеркало». «Немаўля» засветился ещё в прошлом году, а в этом набрало ход, а вот «Белое зеркало» стало чем-то новым, и мне любопытно, будет ли у фестиваля продолжение.

Я бы не назвал BosaeSonca открытием: коллектив играет уже достаточно давно. Пластинки мне понравились. Они, на мой взгляд, лучшие в этом году: очень хорошо выстроены концептуально, там нет провалов — вообще никаких. Видно, что это творческие ребята, и к ним никаких претензий нет. Другое дело, что хитов я на этих альбомах не услышал. Я не знаю, хорошо это или плохо. Но если группа стремится к коммерческому успеху в той нише, в которой она работает, наверное, это не очень хорошо. С другой стороны, у нас эта ниша не востребована настолько, чтобы получать за это какие-то нормальные деньги.

Очень хорошее впечатление на меня произвёл проект (((О))). Я к электронной музыке отношусь без пиетета, всё моё музыкальное образование закончилось знакомством с творчеством Жан-Мишеля Жарра. Но вот Никита Васильев пришёлся по нраву, по-моему, он делает правильную электронную музыку.

В «Афише» работают сумасшедшие люди, я серьёзно говорю. У них своё, абсолютно завёрнутое восприятие. Я не говорю, что оно плохое. Оно специфическое. Если ты либерал-демократ, то должен выступать за однополые браки, поддерживать PussyRiot и ещё целый набор клише. А если ты либерал-демократ и работаешь в «Афише», то лучшим альбомом ты должен назвать альбом «Петли пристрастия». Это не искусственная вещь. Это просто уже в мозгах — такой попсовый подход.

Пит Павлов нас всех обругал. Но это типичный Петя, он всё сводит к эмоциям. С ним разговариваешь, он сначала вспылит, но потом быстро отойдёт. Когда начинаешь рассуждать, что-то ему объяснять, переубедить Павлова можно. По поводу пластинки все всё сказали: кто-то мягче, кто-то жёстче. Если Петя говорит, что они стремились к такому звуку… Ну, значит эксперты действительно чего-то не понимают, или привыкли к другому звуку, или привыкли к другому звуку по отношению к N.R. M. Если бы это был альбом молодой гаражной команды, такой звук был бы удовлетворительным. Но для группы N.R.M., которая, мне кажется, от альбома к альбому становилась с точки зрения саундпродюсирования всё грамотнее, уход в гаражность выглядит странным. Но и сильных песен, по сравнению с группой времён Вольского, там не было. Альбом средний и не очень хороший для той группы N.R.M., к которой мы привыкли. С другой стороны, если абстрагироваться от фигуры Вольского и если сравнивать творчество Павлова в его сайд-проектах, альбом не провальный. Это альбом среднестатистической белорусской альтернативной команды, которая звёзд с неба не хватает, но может собрать на свой концерт 150–200 человек.

В этом году Вольского не слышали. Мне не нравится, что Лявон все эти свои песни-издёвки, которые хорошо идут за столом, в какое-то время массово издавал. Как разовая акция это имело смысл. Но он этим сильно увлёкся. Вот такая фигня из него прёт, а в составе «Крамбамбули» что-то в этом году не пёрло. Он всё грозится, что-то сочиняется. Наверное, что-то такое тайное готовит. А, возможно, у Лявона какая-то обида на прессу, поэтому он не информирует её о своих творческих шагах. Или в такую игру он играет, чёрт его знает. Но я не думаю, что «Крамбамбуля» может стать такой же массово популярной, как N.R.M.

Я не знаю, в каком ключе говорить о «Ляписах». Мне о нынешних «Ляписах» говорить не очень интересно. Из всей их боевой трилогии мне понравился только один альбом. Я всё прекрасно понимаю, Сергей сменил музыкальную ориентацию, но когда 40-летний человек хочет революционировать, ну это ей-богу… К большинству заявлений Сергея, которые воспринимаются на ура поклонниками, я отношусь с улыбкой. Потому что если воспринимать их всерьёз (а я думаю, что какая-то доля серьёзности в его заявлениях есть), то многое можно оспорить. Вот сесть с ним, начать спорить и доказать, что он не прав. По-моему, столько людей произносило слова, которые сейчас произносит Михалок, и столько людей на этом обжигалось…

Мне интересен Борис Гребенщиков, к которому я отношусь спокойно: его некоторая созерцательность мне более близка. Как бы ты ни кричал, всё равно всё оборачивается говном. Недавно вот «Ляпис Трубецкой» выступал на Евромайдане, поддерживая тем самым европейских сытых буржуа, антиглобализм. Я не поддерживаю всё это путинское говно, но как анархосиндикат может поддерживать то, что ругает в своих песнях и высказываниях? Мне ближе музыканты, которые отстраняются от политики. Может, я конформист.

Я не в восторге от Коржа. Это не моя музыка. Но если бы мне было лет 15–16, может быть, я бы балдел точно так же. Другое дело, что я и по «Сектору газа» никогда не балдел. Вот у Хоя была песня «Колхозный панк» про простого парня на селе, который там один панкует. И как Хой пел про простого парня, шибко интеллектом не обременённого, так и Максим. Но мы говорим именно про героев песен. Это то же самое, что почитать Сорокина. Его и калоедом называют, и кем угодно ещё. А когда читаешь интервью, понимаешь, что перед тобой достаточно адекватный человек. Герой песни может быть каким угодно, а вот сам исполнитель совершенно другим. Конечно, смущает, что для целевухи в 15–16 лет поёт 25-летний парень…. Но, с другой стороны, «Иванушки International», дядьки за сорок лет, до сих пор фигачат для тинейджеров про солнышко и тучки. Почему-то эта ниша выстрелила. Для меня это было немного неожиданно. Но Корж разговаривает со слушателем на его языке, в этом смысле он молодец. Надо посмотреть, что его ждёт.

Макс Корж — первый, кто собрал «Минск-Арену». Вторым будет Александр Солодуха. «Ляпис Трубецкой» по понятным причинам в ближайшее время её не соберёт. А артистов для аудитории от 20 до 40 лет, способных собрать эту площадку, просто нет. Думаю, раньше «Минск-Арену» могли собрать N.R. M. Но именно в то время, когда вышел альбом «Тры чарапахі». Могли бы собрать мои любимцы «ТТ-34», когда у них вышел альбом и саундтрек к «Ночному дозору». Сейчас таких групп и исполнителей я не вижу. Наверное, из-за какой-то размытости… Громкого нишевого рок-продукта нет.

Мне интересно, что будет происходить в ближайшее время с группой J:морс Мне кажется, группа теряет слушателя, потому что слушатель взрослеет, обзаводится семьёй, встраивается в жизнь и перестаёт интересоваться песнями «Морсов». А новую Пугач рекрутировать не может и не сможет. «Нафта» не шибко отличается от J:морс. Я понимаю, зачем этот проект собирал Пугач: когда ты долгое время играешь с одними и теми же музыкантами, это надоедает, хочется поиграть ту же музыку, но с другими личностями. Других причин я не вижу: это J:морс под другой вывеской. Мне кажется, сейчас большинство неравнодушных людей чешет репу и задаёт вопрос: зачем это было нужно?

В этом году было много музыкальных премий. Я думаю, пусть их будет сколько угодно. Пусть кто угодно их вручает, но мне хотелось бы, чтобы была одна премия, сопоставимая по значимости с некогда культовой «Рок-коронацией». Такой глобальный праздник альтернативных, не попсовых музыкантов с хорошим концертом хотя бы в КЗ «Минск», с нормальными призами, адекватными критериями и серьёзным жюри. Но с чем мы в итоге столкнёмся? С тем, что «Ляпис Трубецкой» выпустит пластинку, которая мне не понравится, а всем остальным понравится. И группу нужно будет награждать, а команде — выступить. А она не сможет. Это касается не только «Ляписа Трубецкого».

Мне кажется, что ничего нового в следующем году не появится. Я этого не жду и от мировой сцены, и от белорусской. Это может быть на уровне песни, но никакого громкого имени не возникнет. Надо подождать и посмотреть, будет ли какая-то смена лидеров. Мне вот почему-то сразу на ум приходят Akute. Потому что они же журналистами, критиками прочились в новые герои. Они, наверное, успели ими стать по итогам 2012 года. Но потом как-то ушли в тень: как победители не подтвердили свою заявку. Понятно, что им это нафиг не нужно — это мы за ними следим и ждём. Они сочиняют новые песни, дают концерты. И этого достаточно. Интересно посмотреть, что будет в следующем году.

Как вам новость?
Головоломки