Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку: Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку

Пятый международный фолк-фестиваль «Камяніца» собрал в этом году почти 8,5 тыс. человек. Подводя итоги юбилейного фестиваля, его координатор Сергей Чегринец в беседе с корреспондентом Телеграфа рассказал о том, в чем он видит основную миссию проекта и почему организаторы с каждым годом все выше поднимают планку фестиваля.

«Надо понять одну вещь: это все благотворительность, мы не зарабатываем на входных билетах, половина людей проходит абсолютно бесплатно. Мы формируем совсем другую миссию фестиваля и делаем то, чего никто никогда нигде не делал и, видимо, не будет делать в ближайшем будущем», — сказал он.

— Вот у нас на фестивале белорусские детские фольклорные коллективы выступали, скажем так, между европейскими грандами фолк-музыки, а потом и вместе с ними на одной сцене — это дорогого стоит. К примеру «Стары Ольса» после своего выступления презентует детский коллектив, а «Рада» и «Палац» вместе выходят на главную сцену в финальной части, — это замечательно, — говорит Сергей Чегринец.

— Особое внимание мы уделяем детям уже второй год подряд, — продолжает он. — В этом году у нас выступили 93 ребенка (из коллективов «Рада», «Лянок», «Бараўлянская крынiчка» и других), и каждый для нас как маленький цветок. Всем им вручили персональные дипломы участника, чтобы посеять в их душах зерно веры, что их творчество тоже востребовано и интересно.

Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку: Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку

Мы специально перекрестили две сцены — взрослую и детскую — в этом году и поставили их рядом — как раз для того, чтобы заставить, именно заставить зрителей и участников фестиваля слушать детей. Хотя понятно, что даже маститым опытным музыкантам не очень удобно подстраиваться под детей в техническом, организационном плане и работать с ними, но это та жертва, на которую мы осознанно шли изначально.

В прошлом году детская сцена была отнесена и у нее оставалось не многие, хотя дети выступали просто великолепно и их стоило послушать. В этом году детей, наравне с грандами, слушало все то огромное количество пришедших на фестиваль людей и это я считаю нашей личной заслугой. А в конце, когда «Рада» пела с «Палацам», им устроили овации. И вообще детей на фестивале было много и они были особым объектом внимания, это видно и по фотографиям.

Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку: Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку

— Да, особенно весело было смотреть, с каким удовольствием они в соломе у детской сцены прыгали и играли.

— В следующем году мы еще больше привезем, — улыбается Сергей Чегринец. И продолжает. — Вообще, если глобально взять, все это мы делаем для детей. И я все это делаю для собственных детей по сути. Ведь мы такие же финансовые партнеры, как и банк «Банк БелВЭБ». Мы фактически вскладчину за собственные деньги проводим фестиваль. Деньги от продажи билетов идут на счет музея для поддержания памятников архитектуры. Это миссия, которую мы на себя взяли. Не знаю, на сколько нас хватит.

Основная инфраструктура фестиваля, точки питания созданы и задействованы за счет работы ресторанов «Камянiца» и «Беларуская Карчма» ООО «Новый Альянс». Музей народной архитектуры и быта (поселок Озерцо под Минском) обеспечивает площадку фестиваля. Финансовым партнером фестиваля выступает «Банк БелВЭБ».

— На самом деле это трудно, — говорит координатор фестиваля. — И, делая это для наших детей, мы самих же себя у наших детей забираем минимум на два месяца, потому что фактически живем этим, помимо основной работы. А перед фестивалем в музее чуть ли не днюем-ночуем: подготовка ,установка, развертывание, уйма организационных вопросов. Мы выстраиваем целые логистические схемы. Едут, летят артисты с разных концов, надо встречать, размещать, вывозить на саундчек, организовывать питание, досуг и прочее-прочее, и все делать так, чтобы механизм не давал никаких сбоев. Сама площадка находится в полевых условиях, и все — от воды и до света — привозное.

Количество же людей растет и нас это не может не радовать. И за эти пять лет мы смогли сделать фестиваль узнаваемым, популярным, ожидаемым. Люди к нему готовятся, покупают национальную одежду, приезжают семьями. Это уже семейный праздник.

— И что в перспективе?

— Как дальше мы будем продвигать «Камянiцу» — на сегодняшний момент это военная тайна. Мы все пять лет работали без шаблонов, нарушая все писанные и неписанные правила, которые используют наши страны-соседи и организаторы внутри страны. Вот, к примеру, в этом году нас фестиваль фактически открывали хэдлайнеры — коллектив «Старый Ольса».

Пожалуй, фестиваль любят больше всего за его атмосферу, душевность, которые все эти пять лет нам удалось пронести, несмотря на ужесточения законодательства по организации массовых мероприятий.

Может быть, в дальнейшем мы не будем стремиться расти вширь. В первый год мы думали: тут же необъятные просторы и можно вместить любое количество людей. А в этом году посмотрели: часов с пяти вечера зрители уже очень плотно размещались на площадке, не было той свободы, что в прошлые годы.

Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку: Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку

Вы каждый год приглашаете новые коллективы?

— Есть ряд правил, по которым мы работаем. За пять лет никто не выступил три раза. Конечно, можно было бы ежегодно приглашать тех же именитых «Троицу» и «Палац» и это бы освободило нас от многих хлопот. Но мы каждый год ставим определенные задачи.

Вначале старались расширить аудиторию и показать максимальное количество коллективов, потом стали приглашать заграничных исполнителей высокого уровня. Так, были у нас Олег Скрипка из «Воплей Видоплясова», группа «Иван Купала», в этом году «Даха-Браха» и другие. Мы приглашаем их, чтобы показать нашим зрителям уровень работы иностранных специалистов в этой области.

И мы также хотим подтвердить нашим музыкантам, так как они не избалованы приглашениями на концерты подобного толка за границей, что на самом деле их уровень не хуже и «снять» этот свойственный некоторым комплекс неполноценности. Благодаря нашим контактам с Олегом Скрипкой, белорусские коллективы, с которыми мы работаем на «Камянiце», теперь приглашают на украинский этнический фестиваль «Краина мрий» в Киеве.

— А все-таки что можно сказать о дальнейшей стратегии фестиваля?

— Со стратегией мы еще не определились. Мы для себя на сегодня еще не решили, в каком формате будем продолжать фестиваль, нужны нам два дня или не нужны. В этом году на «Камяніцу» впервые приезжали зрители с Украины, мы помогали им в хостелах бронировать номера. Понятно, что если мы хотим, чтобы статус международного фестиваль носил не только по представленным исполнителям, но и по зрительским интересам, то одного дня мало — зрители из другой страны не поедут. Но нужно понять, нужны ли нам два дня. Есть много и других вопросов.

На сегодняшний момент мы пока купаемся в лучах всеобщего удовольствия, которое получили люди от этого фестиваля. Вместе с тем мы проводим скрупулезный анализ. Есть определенная система, которая позволяет менеджерам на всех участках анализировать свою работу и делать рекомендации на будущее. Я вам скажу, сама по себе система управления фестивалем очень сложная.

— Похоже, вы просчитываете все как серьезную шахматную партию.

— Да, это очень серьезная шахматная партия на самом деле — с таким количеством людей, с такой инфраструктурой, со всеми нюансами. И нужно все предусмотреть и четко отладить все механизмы, иначе не получится то, чего вы ждете. Допустим, в эти два дня фестиваля мы использовали видеопроектор с показом видеоряда на заднике сцены — это потребовало дополнительного комплекса работ, привлечения группы людей. Подобных нюансов много — просто зрителю это не видно.

Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку: Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку

— Чем меньше видно — тем четче они проработаны.

— Да, согласен. То же и в работе с коллективами, например, детскими: каждый нужно встретить, переодеть, провести в зону фестиваля, накормить по графику, вывести на сцену, отработать, вручить дипломы, подарки, отвести, переодеть, посадить в автобус. И отработать всю цепочку так, чтобы никто ни с кем не пересекся. Практически так же курируем мы и каждый взрослый коллектив. Это кажется легко и просто, на самом деле все не так. Опять же работа наших звукорежиссеров показала в этом году, что не все так просто.

— Да, это чувствовалось при выступлении польского Orkiestra Sw.Mikolaja.

— Самая тяжелая работа для звукорежиссера — это работа с фолк-коллективами: большое количество музыкальных инструментов, никаких минусовок, фонограмм, все вживую. Пока нужной квалификации у звукорежиссеров нет, у нас в стране тренироваться им особо негде, звукорежиссура на том же рок-концерте — это совсем другое дело. А здесь нужно вытягивать каждый инструмент, и на сцене порой стоит по восемь микрофонов. Мы работаем с одной и той же компанией четыре года и они в чем подтягиваются с нами, растут.

Но мы сами «задираем» планку высоко, и для них в том числе. Конечно, могли бы пригласить и кого-то попроще, а не Orkiestra Sw.Mikolaja с их разлетами и размахом или «Даху-Браху» с их сложными композициями. Но не «задирая» планку так высоко, мы бы не получали того уровня, который имеем.

Да, мы не дотянули до самого верха, которого бы хотели. Но я вам скажу, что мы серьезно оторвались от того уровня, на котором были четыре года назад. И мы заставляем всех двигаться вперед, ставя перед собой такие грандиозные задачи. Тогда и вся инфраструктура совсем по-другому работает. Благодаря фестивалю даже бухгалтерия музея занялась интернет-продажей билетов — ничего до нас не могло заставить их перейти на эти новые технологии. В общем я сторонник той теории, что движение вперед очень часто достигается за счет пинка в зад. Фестиваль, грубо говоря, и есть «пинок в зад» для всех и школа для нашего персонала.

При этом мы не ставим задачу вырасти, как на рок-концерте, до 30 тысяч. Думаю, что если мы закрепимся на цифре 5-6 тысяч — этого будет вполне достаточно.

Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку: Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку

— Интересно, что публика на фестивале была очень уж разнородная.

— Здесь нет ничего удивительного. Много было людей в национальных одеждах, были и очень пожилые люди, и дети. Одни ездят постоянно, другие попадают случайно — приехали посмотреть, что это такое. В представлении некоторых людей фолк — это песни бабушек в деревне на лавочке. А тут они видят что-то совершенно неожиданное, например, то, что украинцы показывали.

Да, для меня тоже таким открытием стали «Фолкнери». Это было просто великолепно — с таким огнем. Они даже те же старые частушки перепели настолько по-новому… И принимали их на «ура».

— В том-то и дело, они взглянули на фолк своим взглядом подростка и подали его по-молодежному. Мы разговаривали с лидером группы Shuma Русей, ведущей детской сцены. По ее словам, прямо по ходу их выступления она делала для себя пометки — настолько толково и нестандартно украинцы все делали.

Зрителям важно еще понимать, что мы делаем фестиваль, а не концерт. Поэтому мы заранее не указываем и не будем указывать время выступления артистов. Мы хотим людей научить просто погружаться в эту фестивальную культуру. В других странах, в той же Литве на подобные фестивалях нет исполнителей столь высокого уровня. У них это традиционные праздники и люди приезжают туда за всякими ремесленными штучками, мелочами и музыкальная часть не является основной, она просто фон. А у нас на сегодняшний день это основа.

— Ядро?

— Да, ядро. И мы хотим людей к тому привести, чтобы фестиваль, независимо даже от того, кто там выступает, делал их единомышленниками. Вот в чем вся идея. И все на фестивале работает на нее — и та же картинная галерея, и выставка фотографий, и выступления рыцарского клуба «Княжич», с которым мы уже четыре года сотрудничаем, и прочее. В следующем году мы, возможно, выставим финалистов конкурса белорусскоязычной рекламы. И вообще будем расширять этот культурный спектр.

Основа есть — мы смогли собрать большое количество единомышленников в одном месте. И вот когда после фестиваля кто-то читает «было 8 тыс.», он осознает: многим нравится то, что нравится мне и моим друзьям — нас, оказывается, много.

А какие были отзывы о фильме о национальной кухне, который вы презентовали в первый день фестиваля?

— Фильм Алексея Раковича "История белорусской кухни" на самом деле очень шикарный и приняли его замечательно. Мы были главными партнерами его съемок — это благотворительность ради популяризации белорусской национальной кухни. Повара и площадки «Камянiцы» и «Корчмы», которые признаны в Беларуси бесспорными лидерами в этой сфере, были задействованы при создании фильма. Но мы не ожидали, что «продукт» получится столь замечательным, просто гениальным.

К слову, при организации питания на фестивале, как рассказал его координатор, все тоже было четко выстроено и просчитано по маркетинговой схеме, и в фестивальной зоне работали три точки плюс еще четыре — на территории музея с абсолютно разноплановым меню. Вообще же в меню фестиваля было представлено три вида супов, около девяти видов горячего, шесть видов гарнира. Продуктов было достаточно и больших очередей за едой не наблюдалось. Вот только когда похолодало вечером, возникла потребность в огромном количестве чая и одномоментно несколько тысяч человек напоить чаем, конечно, было проблематично.

Сергей Чегринец назвал также точную цифру посетивших фестиваль — 8213 человек в основной фествальный день 7 сентября — и 250 — 6 сентября (это был VIP-день, организованный впервые). 7940 человек 7 сентября вошли в фестивальную зону ногами и 273 приехали на велосипедах.

Парковкой у входа в музей воспользовались владельцы 1960 автомобилей (парковка была организована тоже впервые, в предыдущие годы машины оставляли на обочине дороги, и они занимали чуть не полдеревни Озерцо).

У организаторов достаточно жесткая система статистики, это нужно, чтобы потом понимать, как выстраивать логистику по доставке людей, работу сервисов и т.п. Три группы проводят почасовой учет посетителей, которые проходят как по платным билетам, так и бесплатно — приглашенные, дети и пришедшие в национальных костюмах. В этом году людей было вдвое больше, чем прошлом (тогда было около 4 тыс.).

Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку: Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку

— Насколько продуктивным для вас, как для организаторов, был первый день фестиваля?

— За этот день мы посмотрели ряд проектов. И теперь мы знаем, к примеру, что проект Shuma, которая была хейдланером вечера, — это уже готовый проект, который можно брать и ставить в обойму. Прошли также презентации групп "Палац", "Александра и Константин" и Ирены Котвицкой. И еще этот день дал нам возможность обменяться мнениями с музыкантами и лучше понять их потребности при проведении фестиваля. Нам трудно конкурировать с коммерческими мероприятиями, и каждого музыканта мы уговариваем сыграть — на каких-то минимальных условиях. Поэтому мы стараемся создать такую атмосферу, чтобы музыканты приезжали к нам с радостью.

Мы не музыканты, и в общем-то фестиваль делаем для таких людей, как сами, поэтому, может, он в чем-то и свежее получается. Но мы можем не учесть какие-то стандартные для музыкантов моменты, к примеру, бытовые. Вот в этом году мы продвинулись и в этом плане — впервые для каждого коллектива заказали специально оборудованный вагончик для отдыха, переодевания, с туалетом, светом, гардеробной, зеркалами и прочими удобствами и разместили их рядом со сценой.

Вообще же общение с музыкантами очень полезно для организаторов: вот приехали 10 коллективов, каждый из них побывал на двух фестивалях, и они могут с нами поделится информацией с 20 фестивалей. В VIP-день пообщались мы очень хорошо, дружески, по-семейному и разрешили многие вопросы. Если до этого и были какие-то острые углы, то они сгладились. Все, что мы хотели от первого дня, мы получили.

Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку: Организаторы «Камянiцы»: мы с каждым годом поднимаем планку

На юбилейной «Камянiце» 7 сентября выступили четыре белорусских и четыре иностранных коллектива, в том числе "Палац", "Стары Ольса", Guda, а также иностранные гости: "Даха-Браха" (Украина), Orkiestra Sw.Mikolaja (Польша), Hvarna (Россия) и "Фолкнери" (Украина), и пять детских — из разных уголков Беларуси. В предыдущий день прошли четыре презентации музыкальных проектов, а также презентации фильма о национальной кухне и самих блюд белорусской кухни, подытожил Сергей Чегринец.

Как вам новость?
Головоломки