: Rock Profi: музыканты как судьи, конкуренты и коллеги

Обладателями первой в Беларуси профессиональной музыкальной премии Rock Profi в шести номинациях стали группы: Clover Club — в номинации "Дебют года", Yellow Brick Road (Евгений Суховей) – "Лучшая запись", "Ляпис Трубецкой" – "За вклад" и с песней "Железный" – в номинации "Лучшая песня", "Серебряная свадьба" (Laterna Magica) – "Лучший альбом", " Akute – "Артист года", сообщает корреспондент Телеграфа.

Церемония вручения первой "музыкантской" премии в Беларуси в области рока, инди и альтернативы, присужденной по итогам голосования белорусских музыкантов, прошла в Минске 16 апреля в Loft Cafe. В ней участвовали учредители Rock Profi Дмитрий Безкоровайный (Experty.by) и Павел Юрцевич (студия "Осмос"), члены жюри и контрольного комитета, которыми являются известные музыканты, номинанты премии, а также другие белорусские и зарубежные музыканты и коллективы.

В голосовании приняли участие 57 коллективов и исполнителей (1 группа = 1 голос), выпустивших полноформатные альбомы в 2010–2012 годах. По итогам первого из двух туров голосования были определены номинанты в пяти номинациях, по четыре раза в них были названы группы "Серебряная Свадьба", Akute и Сlover Club. Единственной "однотуровой" была номинация "За вклад", в которой победителем признана группа "Ляпис Трубецкой".

Белорусский музыкант Александр Помидоров, объявляя "Ляписа Трубецкого" победителем в номинации "Лучшая песня", сказал, что "ответ на вопрос "А судьи кто?" все-таки есть".

Музыканты могилевской рок-группы Akute, которая победила в номинации "Артист года", отметили, что им очень приятно получить эту награду, тем более что это знак признания именно музыкантов. "Вообще-то мы думали, что не победим ни в одной номинации, а оказалось… то , что оказалось. И это немало на самом деле – победить. Хотя и не самоцель — нам было важно поучаствовать", — добавили они.

Ребята рассказали, что сейчас они пишут третий альбом, уже готовы три песни, и вскоре они появятся в интернете. Особенность нового альбома по сравнению с предыдущими в том, что он "более роковый, и будет звучать немножко резче, тяжелее".

Есть ли у вас проблемы с продвижением на белорусском музыкальном рынке?

— У нас таких проблем нет, мы прекрасно себя чувствуем. Мы уверены в себе, в том, что мы делаем, а это главное.

Лидер группы "Палац" Олег Хоменко, сказал, вручая Akute премию, что ему делать это особенно приятно, потому что Akute – это "белорусская группа для белорусов".

Юрцевич: для меня сюрпризом стала предсказуемость

Соучредитель премии Павел Юрцевич (студия "Осмос") по поводу запуска проекта Rock Profi сказал: "На самом деле была проведена титаническая работа, потому мы были очень жестко ограничены сроками. И в следующем году мы будем заблаговременно запускать само голосование, чтобы раньше получить шорт-лист победителей и с большим успехом подготовиться к награждению. На первой в истории Rock Profi  церемонии награждения мы старались создать интересную, несколько гламурную атмосферу и, думаю, это удалось. Согласитесь, рок-н-рольщики и вальсы Шопена – это несколько необычно".

Говоря о процессе голосования и отбора победителей и номинантов, Павел Юрцевич отметил, что система  работает согласованно, поэтому не предполагает споров, столкновения мнений: были розданы анкеты, по ним шло голосование, подсчитывались голоса и выводился результат.

— Лично для вас были сюрпризы в результатах по той или иной номинации или все было предсказуемо?

— Честно говоря, для меня сюрпризом была именно предсказуемость. Я ожидал, что больше будет "разброс" по группам, и в числе номинантов будет больше разных исполнителей и групп. В итоге получилось, что четыре основных претендента практически представлены во всех номинациях. Это вовсе не минус премии, потому что это математический результат — так проголосовали музыканты.

По мнению Павла Юрцевича, в целом "картинка" по ситуации в белорусской музыки более полно вырисовывается, если окинуть взглядом все существующие премии в Беларуси. Он заявил, что среди них основных три – это премии Ultra Music, Experty.by и новой "музыкантской" — Rock Profi, поскольку по ним нет серьезных вопросов именно к отбору претендентов и голосованию.

"Понятно, что мнение каждого человек все-таки субъективно, но в Rock Profi объективность достигается за счет привлечения к голосованию большого количества музыкантов (было привлечено около 90 человек, проголосовало около 60). В будущем, я надеюсь, в жюри будет еще больше музыкантов, и премия докажет свою значимость", — сказал он.

RocK Profi  будет помогать развивать сферу отечественной звукозаписи

Победитель новой для Беларуси номинации "Лучшая запись" Евгений Суховей (Yellow Brick Road – Futuremental) поделился своим мнением о том, насколько сложно сегодня в Беларуси сделать качественную запись.

— Основная проблема, как мне кажется, уже не столько в качестве оборудования, сколько в подходе самих музыкантов к записи. Дело в том, что музыканты, может быть, не совсем понимают сами принципы записи. Они приходят на студию с каким-то представлением о технической стороне дела, но оно совершенно неправильное. Также они ожидают, что звукорежиссер сделает то, что они вообще-то должны делать сами.

Для четкой записи, например, все музыканты должны играть ровно в клик, чтобы потом микс звучал здорово. Многие не учитывают этого и других моментов —  просто по незнанию, а лучше им бы знать, что они делают во время записи и для чего.

Евгений Суховей рассказал, что он заканчивает учебу в БГУ (международные отношения, менеджер), при этом серьезно занимается музыкой (в группе играет на ударных) и параллельно увлекается звукозаписью. По его словам, постигать все приходится исключительно опытным путем. В этой сфере образовательная база в Беларуси не очень развита, отметил он.

— Уровень записи, сделанной в белорусских условиях, сильно отличается от западных?

— Да, сильно.

— Более провинциальный?

— В разной музыке по-разному. Так, белорусская электронная музыка приближается к западным аналогам — в ней легче достичь хорошего звучания. Есть набор инструментов, который доступен в интернете и позволяет сделать звук на достойном уровне. Сделать же хорошо звучащий альбом живой музыки намного сложнее. К примеру, сделанные в Советском Союзе записи звучали хорошо, потому что этому учили, была хорошая школа. Сейчас у нас такой школы нет, и многое делается просто наобум. Люди покупают бюджетное оборудование, и, имея посредственные знания о технике записи, без специального образования, пытаются делать записи, полагаясь исключительно на свое творческое чутье. А должен быть симбиоз — творчества и хорошей технической подготовки.

 Евгений Суховей намерен и дальше работать в этой сфере, заниматься саунд-дизайном, в том числе озвучкой видеороликов и видеоигр.

Как отметил Дмитрий Безкоровайный, вводя номинацию "Лучшая запись", организаторы исходили из того, что в стране мало знают людей, которые делают интересные записи. "Принято считать, что в Беларуси качественно записаться сложно. Многие музыканты стараются записываться за границей, хотя порой качество записи не оправдывает затрат на нее и подобный продукт ,и даже лучше, можно было бы получить и в Беларуси", — сказал он.

"Нам надо пропагандировать свое и развивать местную сферу звукозаписи. И если люди действительно талантливы, делают лучшие по качеству  записи, они должны быть известны публике, музыкантам. И удивительно не то, что мы сделали новую премию — по звукорежиссуре, а то,  что ее не было до сих пор", — сказал он.

Безкоровайный: если мы не будем популяризировать белорусскую музыку – никто нам не поможет

Дмитрий Безкоровайный доволен дебютом премии Rock Profi.

— Для первого раза вообще все отлично. Удивительно, что мы вообще смогли мобилизовать 57 белорусских музыкантов за две с небольшим недели послушать 47 альбомов, 72 песни и еще заниматься аналитическими выкладками. Ведь музыканты обычно слушают сугубо ту музыку, которая им нравится. А здесь им надо было все прослушать по конкретному плей-листу, причем полностью белорусскому. Я считаю, каждый из них сделал вклад в развитие белорусской культуры и национального самосознания. И меня радует тот факт, что проголосовали почти 70% музыкантов из тех 90, которым это было предложено.

— Как вы думаете, в чем причина такой активности, ведь музыканты все же больше индивидуалисты и сконцентрированы на своем творчестве и продвижении?

— Да, с одной стороны, они индивидуалисты, с другой — еще и конкуренты, но при этом они — коллеги. И то, что большинство музыкантов проголосовало, показывает: все слои нашего общества, включая музыкантов, достаточно открыты для белорусской музыки. Все они потом говорили, что открыли для себя новых артистов. Например, Александр Патлис сказал, что от некоторых групп он просто в восторге и даже не знал, что такие музыканты есть в Беларуси.

— В связи с этим можно ли сказать, что заинтересованность музыкантов в популяризации белорусской музыки выше каких-то их личных амбиций?

— Ну, я бы сказал, это может гармонично сочетаться. У музыкантов есть понимание того, что знать и слушать друг друга надо. В Беларуси есть интересные исполнители, и нашу музыку уважают в России, Польше, на Украине и в других странах. Но если мы сами при этом будем считать, что у нас все плохо, и музыканты сами не начнут гордиться белорусской музыкой, то никто нам не поможет.

Критики, в том числе зарубежные, которых мы привлекаем в рамках наград Experty.by, единодушно говорят: у вас замечательная музыка, она отличается от других. Они не считают, что белорусская музыка в чем-то сильно уступает странам-соседям. К примеру, российский критик Александр Филимонов (Lenta.ru) сказал так: белорусы — вы странные и оставайтесь странными, потому что это ваша коронка. Он против того, чтобы белорусская музыка полностью переходила на рельсы западной или российской. Белорусы должны оставаться белорусами — за это нас и ценят.

Мне кажется, позитивный процесс уже идет — это видно по сборам групп, по количеству людей на концертах, по росту числа разноплановых групп, особенно в этом году. Талантливых музыкантов в Беларуси всегда было много, но раньше для развития им не хватало доступных информации и технологий.

Да, Беларусь, по сути, не системообразующая страна в мире музыкальной индустрии, а одна из периферийных. Мы не можем задавать моду миру, хотя.. кто знает. Тем не менее за последнее время у нас появилось много групп, которые в соседних странах очень востребованы и хочется, чтоб об этом узнавали люди.

Как сообщал Телеграф, презентация проекта первой в Беларуси профессиональной премии Rock Profi прошла 3 апреля.

Для подведения итогов из членов жюри был создан контрольный комитет из представителей разных стилей и направлений ("Серебряная свадьба", Naka, "Троица", The Toobes, "Нейро дюбель", "J:морс", Yellow Brick Road и другие).

Лидер группы "Палац" Олег Хоменко считает, что Rock Profi будет способствовать развитию белорусской музыки и привлечет внимание самих музыкантов к творчеству коллег. 

Как вам новость?