Serdce: «Дух бунтарства остался, но хочется играть более взрослую музыку»

Накануне концертной презентацией альбома «Timelessness» корреспондент Ultra-Music поговорил с вокалистом и гитаристом группы Serdce Ником Горошко о сотрудничестве с финским лейблом, вдохновении востоком и о любви к Radiohead.

— Альбом вышел уже почти полгода назад, а презентация только сейчас. Почему так?

— Мы думали, что неплохо бы сделать презентацию, мы ходили в тот же Re:Public, спрашивали, но директор поначалу отказался. Это очень дорого, а сами денег мы не соберём. А тут Wake Up! Agency предложили помочь, и всё сложилось.

— То есть вы так нечасто выступаете в Беларуси, потому что сложно пробить площадки?

— Мы очень-очень нечасто выступаем 🙂 И клубы сложно пробить, и часто играть смысла нет. Надо всю организацию под себя подстраивать, выбивать аппарат, свет, делать видео — просто так играть тоже не хочется. Да и не будешь ведь в том же Минске играть постоянно одно и то же. Даже два раза в год — это, наверное, много. И по 30–40 минут играть не хочется: одна песня не меньше шести минут длится, только к третьей начинаешь разогреваться как следует… Гомель, Могилёв… как-то не складывается там. Сцена в упадке, нет больших площадок, больших мероприятий. Раньше вот Супранович что-то делал, и мы довольно часто выступали, а сейчас всё по минимуму, метал-концертов немного совсем проходит. Вряд ли тут виноват президент или кто-то ещё, просто идёт спад.

— А с Европой как дела?

— Нам очень повезло с финским лейблом Blood Music. Лейбл небольшой, но в нашем случае, наверное, так лучше. Его владелец душой болеет за «своих» музыкантов, не наседает никогда, типа: «Ребята, вы должны вот так записать и вот так». Всё очень толерантно, наши интересы учитываются, контракт неплохой. Естественно, чтобы где-то засветиться, желательно проехать туром с кем-то из «больших» групп, в нашем случае это могли бы быть Pain of Salvation или Cynic. Но это очень дорого, всё измеряется тысячами и тысячами. А парень с лейбла помогает нам с переговорами по фестивалям, причём это его инициатива: то, что он подписывает, он людям продаёт, копеечка к копеечке. Раньше мы промо-компакты целыми пачками отсылали, деньги выбрасывались, но эффекта не было вообще никакого, никто не отвечал. Не знаю, может, предыдущий материал был недостаточно хорош, но после «Timelessness» произошёл небольшой взрыв. Парень с лейбла рассовал наш диск везде, пришла куча ревьюшек, неплохих отзывов, в англоязычной сети пошёл резонанс: много статеек, рецензий, люди снимают видео и рассказывают об альбоме… Раньше о нас иногда писали: «Навороты ради наворотов», а сейчас даже скептики такого не пишут. И в итоге предложения не то чтобы посыпались, но появились. Начиная с октября, нам пришло уже четыре приглашения в Европу.

Вообще дело как было: захожу я в гугл, набираю «прог-фестивали». Мне выдаёт ProgPower Europe Fest в Голландии, и прямо на сайте висит форма заявки на участие. Я заполняю её, нажимаю Send, и буквально через 20 минут мне приходит письмо от организатора феста: «Вы будто на расстоянии чувствуете! Мы тут 20 минут назад сидели и обсуждали командой, как бы пригласить вас на фестиваль, а тут письмо». Всё обговорили, нас вбили в афишку. Захожу промониторить страничку феста в фейсбук — а там уже письмо из Кёльна, с фестиваля EuroBlast: мол, ребята, хотим вас видеть у себя, причём и по датам у нас получается рядом, очень удобно. В общем, одни, другие, третьи пригласили… Это наша первая серьёзная вылазка, до этого мы не играли в Европе вообще.

— Blood Music в пресс-релизе альбома «Timelessness» написали: «Это как альбом „Focus“ группы Cynic, только в два раза круче и массивнее». Приятны такие сравнения?

— Конечно! Очень приятны. «Focus» — это же моё детство, это реликвия. И я, и наш барабанщик Антон — дикие фанаты. Правда, с последним альбомом Cynic пришло разочарование. Сразу после воссоединения, на «Traced In Air» и мини-альбомах всё было классно, а вот последний диск разочаровал. Но когда люди пишут такое, или: «Таким Cynic должен был быть сейчас» — это очень приятно.

— И настрой группы боевой?

— Всё верно. Многие скептики писали: дескать, без старого барабанщика и басиста группа умирает… Это, конечно же, не так. Всё у нас хорошо. У нас одно время был разлад с нашим басистом, Сашей. У человека кризис в жизни наступил: когда тебе за 30, начинаешь по-другому думать, что да как. Денег группа не приносит, время отнимает, да и собой нужно как-то заниматься… В общем, в какой-то момент Саша ушёл, мы взяли другого парня, кое-как отрепетировали с ним материал. Но прошло немного времени, мы с Сашей встретились, поговорили, он признался, что рубанул с плеча, а на самом деле, всё фигня, и музыка — самое важное. И Саша в группу вернулся. На презентации будет два басиста, мы разделили концерт на две части: первую отыграет новичок, вторую — Саша. Но в группе остаётся Саша.

— Serdce с каждым диском движутся всё дальше от technical death к чистому прогу.

— Это просто интереснее. Все ребята стали старше, рубить мясо нам уже неинтересно. А в проге можно много всего мешать: и рок, и джаз, и этно… Мы с ребятами разную музыку слушаем. Барабанщик Антон любит этно и джаз, Саша вообще слушает музыку от Оззи Осборна до Инны Желанной, клавишник, Олег, классику любит. Естественно, нам неинтересно рубить чистый метал. Помню, когда мы были ещё помоложе, и Олег впервые к нам пришёл, он был, как гот, одет во всё чёрное. Посмотрели на него: «Боже, что это пришло к нам?». Пообщались — оказалось, у него просто девушка этими вещами интересовалась, а он из солидарности к ней так выглядел.

А ещё в проге очень интересно складывать материал. Мы ведь не просто песни делаем. Мы стараемся делать так, чтобы каждую песню можно было вырвать из контекста и слушать как отдельное произведение, но от прослушивания альбома появлялся больший эффект. Интересно связывать, закручивать, делать эпос, а не просто набор песен. У нас всё взаимосвязано. Музыка из Intro появляется в седьмой или восьмой песне диска, например.

— Чистым вокалом петь тоже интереснее?

— Пореветь в микрофон ещё прикольно, запал есть, дух бунтарства остался, но хочется более взрослую, что ли, музыку играть. Тяжело уже реветь, после четвёртой-пятой песни очень устаёшь. Хотя петь и намного сложнее, чем реветь, но успеваешь и как-то отдохнуть, и сменить внутреннюю обстановку. А ещё ведь и с инструментом стоишь, педальки щёлкаешь… Ребята шутят, что надо брать другого вокалиста, но это тоже не вариант. Сам ведь пишешь партии, переживаешь за каждую нотку, чтобы всё сложилось как надо. А с кем-то обсуждать, кому-то объяснять… Ребят играющих много, и незаменимых, понятное дело, нет, но старые лошади борозды не портят.

— На диске много восточной темы: шамбала, самадхи, Шива на обложке, дудук… Почему Восток?

— В Востоке много мудрости. А музыка Востока, тот же дудук — это просто волшебство. Лидийский и фригийский лады притягивают особенной магией. К тому же концепт альбом таков: слова всех песен вроде и увязаны, но в то же время по отдельности они тоже звучат. То есть концепт есть — и в то же время его нет. Восток под эту тему очень хорошо вяжется.

— У вас появилось больше джазовых гармоний, зазвучал саксофон. Ищете разнообразия?

— Гармонии в джазе очень широкие и интересные, там есть где развернуться, разгуляться. Насчёт саксофона мы сомневались, опасались. Очень долго искали человека, чтобы он записал саксофон. В итоге нашёлся Костя Волкович, парень абсолютно из другой музыки: он играет джаз 20-30-х годов. Вообще, хреново в итоге записали 🙂 Писали дублей 18, а потом из этого всего по кускам партию лепили. Но когда он просто пришёл со своим альтом и издал пару звуков, мы аж переглянулись: «Ух ты, как клёво!» Все сомнения насчёт уместности саксофона сразу пропали.

— А на дудуке кто играл?

— Давид Бадалян. Он тоже совсем не из нашей музыки, ни с металом, ни с прогом никак не сталкивается. Он писался в домашней студии тестя нашего клавишника. Обстановка вроде располагающая: дом, тепло, уютно. А он всё писал, писал, писал, и всё как-то не так… В итоге мы просто наиграли ему мелодии: «Сыграй так» — и он сделал всё как надо, с призвуком, с воздухом. Я очень хотел добавить дудук в запись. Есть такой музыкант Yanni, и у него есть десятиминутная вещь, «Nostalgia», прелюдия к которой начинается с дудука. Когда я это услышал — у меня волосы дыбом встали, я сразу отписал Олегу — у него тоже волосы дыбом. На будущее есть мысль и белорусские этно-инструменты попробовать, но чтобы они не звучали традиционно, как у «Старого Ольсы» или «Троіцы».

— Само название «Timelessness» — это претензия на вечность?

— Нам хотелось сделать музыку вне времени. Музыку, которую можно будет слушать через 10–20 лет, вне всяких модных тенденций. Конечно, хочется остаться в вечности. Мы всё делали с этой мыслью в голове, по крайней мере, на этом альбоме. И тексты тут такие: «Samadhi» — о борьбе с самим собой, «Omens» — о знаках, который каждый видит на своём пути, «Unique Path» — о том, что своя дорога есть у каждого, и неважно, как быстро ты по ней идёшь, главное — не сворачивать. Вообще, сначала пишутся стихи на русском языке. Не берусь судить, насколько они хороши, но это именно стихи. Потом переводится на английский, стараемся все мысли максимально передать — это, понятное дело, сложно. Тексты и о чём-то конкретном, и в то же время ни о чём. Идея в том, что человек умный может в них нырнуть и услышать что-то внутреннее, личное, своё.

— В интервью пару лет назад ты говорил, что новый альбом вы хотите сделать доступнее для слушателя. Получилось?

— Уверен, что получилось. Я горжусь только двумя нашими альбомами: «The Alchemy of Harmony» и «Timelessness». Всё предыдущее — это детский сад в плане звука. Это моё мнение, ребята наверняка не согласятся, а может, и обидятся. Я знаю, что очень многие от «Аритмии» прутся, цепляет их и музыка, и тексты, но звук там плохой. Та же «Алхимия» — грузный альбом, тяжёлый для восприятия, но когда его слушаешь, на часы не смотришь, время быстро проходит. А с «Timelessness» это ещё лучше ощущается. Его ставишь, вжик, и закончился час. Мы к этому и стремились.

— Ты как-то говорил, что хотел бы делать такую же простую и прозрачную музыку, как у Radiohead. Это желание осталось?

— Да, осталось. Я сам не ищу, не скачиваю новую музыку, но друг мне как-то привёз послушать «In Rainbows». Я сразу недопонял, что к чему, но потом наткнулся на видео, где они эти же песни играют в студии — и просто обалдел. Бывает же так, что слушаешь — и не заходит, а потом случайно на концерт попадаешь — и так вставляет, что становишься фанатом до конца жизни. Да, хотелось бы делать вещи прозрачнее, но, наверное, не проще. Да и не получится проще, наверное: руки уже под другое заточены.

Как вам новость?