Кому в Беларуси жить хорошо? (часть 2)

11.03.2009 15:49
Спорт Редакция
Миллиардные бюджеты «Шахтера» и «Сморгони»,  миллионные — «Витебска» и МТЗ-РИПО, готовность «Торпедо» терпеть, если наступят тяжелые времена, финансовая стабильность БАТЭ,  предприимчивость «Минска», а также твердая уверенность руководителей клубов в том, что, несмотря на все сложности, на финиш чемпионата придет столько же команд, сколько и стартовало. Вашему вниманию — вторая часть исследования eSport
.by
относительно финансового здоровья футбольных клубов Беларуси.
 
Футболисты МТЗ-РИПО первыми почувствовали на себе влияние финансового кризиса. Фото: mtz-ripo.byАлександр Лобан, генеральный директор «Сморгони»:
— Конечно, финансовый кризис сказался. Как он не скажется? Ситуация сложная. Бюджет дает то, что может, а вот на «Лидском пиве», с которым мы сотрудничали, сменилось руководство, и встреча с ним только предстоит. Хотя смета уже утверждена в размере 3,2 миллиардов белорусских рублей, но нужно добиться его исполнения. По финансовому обеспечению мы, как мне кажется, находимся внизу.
 
Есть задержки по выплатам — как раз из-за неполной ясности со спонсорами. Но зарплата ну урезалась и осталась на прежнем уровне, если говорить о белорусских рублях.
 
Задачи на сезон пока не ставили. Все будет ясно по ходу.
 
До того, что какая-то из команд снимется с чемпионата, дело, думаю, не дойдет.
 
Вадим Филипович, директор «Шахтера»:
Кризис коснулся всех во всем мире. Мы не исключение. Бюджет был утвержден 27 ноября на собрании акционеров. Он был чуть больше чем прошлогодний, который составлял порядка 7,5 миллиардов рублей, и после известных событий не корректировался. Однако утвержденный бюджет и то, как он будет исполняться, — это совершенно разные вещи. Из года в год ситуация приблизительно одинаковая. «Беларуськалий», у которого 70% акций, финансирует клуб в полном объеме, но это не весь бюджет. Остальные акционеры, у которых 30% акций, свои обязательства исполняют, грубо говоря, на 1%. Поэтому у нас постоянный дефицит денег.
 
То, что «Шахтер»» не на первом по финансовому обеспечению — это точно. Но, думаю, в пятерке мы находимся, хотя в прошлом году, возможно, и в нее не входили.
 
Зарплаты футболистов, можно сказать, остались на прежнем уровне. За счет чего? В прошлом году действовала прогрессивная ставка подоходного налога. Футболисты выходили на максимальный уровень уже к апрелю. В этом году ставка фиксированная — 12 процентов. Получается, насколько процентов вырос доллар, настолько упал процент подоходного налога. Так что в доходах футболисты пока не потеряли. Другое дело, что если бюджет не будет исполняться, то будем разговаривать с ними. А вот задержек зарплат пока не было.
 
Относительно того, все ли клубы закончат чемпионат, ничего сказать не могу: трудно сказать, какая в них финансовая ситуация. В период кризиса ничего планировать нельзя. Завтра акционеры клуба могут нас собрать и сказать, что профессиональная команда в Солигорске не нужна. Для любого предприятия первичные задачи — развиваться, платить налоги. Футбол — это социальная, дополнительная надстройка.
 
Задачи у нас всегда максимальные, поэтому будем бороться за самые высокие места.
 
Александр Церах, директор «Витебска»:
— Как и всех, кризис нас затронул. Пришлось сократить многие статьи расходов. Хотя благодаря поддержке Министерства энергетики финансирование у клуба стабильное. Бюджет уже утвержден на уровне прошлого года. Это порядка двух миллионов долларов. Однако сложно сказать, на каком уровне находится «Витебск» по уровню финансового обеспечения — я не знаю бюджетов других команд.
 
По зарплатам с тренерами и футболистами мы пришли к взаимопониманию — произошла небольшая коррекция. Теперь все выплаты привязаны только к белорусскому рублю. При этом хочу отметить, что задержек по зарплатам у нас не было — спасибо спонсорам.
 
Если в прошлом году команды испытывали проблемы, то и в этом может случить подобное. Не исключаю, что из-за финансовых проблем состав высшей лиги может сократиться. Но «Витебск» к числу таких команд не отношу.
 
Состав уже полностью укомплектован. Официально задачи будут поставлены позже, но уже сейчас могу сказать, что будем бороться за место в тройке с прицелом на еврокубки.
 
Игорь Цаплюк, директор «Торпедо»:
— Финансовый кризис коснулся всех, в том числе — и «Торпедо». Сложившаяся ситуация заставляет все клубы действовать по принципу «семь раз отмерь — один раз отрежь». Утвержденная смета «Торпедо» меньше прошлогодней. Но главное, чтобы она выполнялась. Если удастся этого добиться, то, надеюсь, мы сможем показать хороший спортивный результат. А конкретную задачу на сезон поставим ближе к старту чемпионата, когда будет окончательно сформирован состав.
 
У нас случались задержки, но на сегодняшний день задолженности по выплате заработной платы у клуба нет.
 
Не знаю бюджетов других команд, но могу предполагать, что по финансовому обеспечению мы не в лидерах. Это однозначно.
 
До осени, мне кажется, все клубы доживут. Есть примеры в нашей истории, когда клубы с тяжелым финансовым состоянием доигрывали до конца. Все будут рачительно относиться к средствам и к их расходованию.
 
Михаил Деменцевич, генеральный директор БАТЭ:
Кризис сказался, как и на всех остальных. Но все условия перед футболистами будут выполнены в полном объеме. Зарплаты не урезались, и задержек по их выплатам не было.
 
Относительно того, все ли клубы смогут пройти сезон до конца, сказать ничего не могу — не знаком с финансовым положением клубов.
 
Игорь Шлойдо, генеральный директор «Минска»:
Пока мы выкручиваемся, хотя с предприятиями-спонсорами работать стало тяжелее. Что касается бюджетных средств, то урезания есть, однако основные мероприятия, связанные со сборами, экипировкой, со скрипом, но решаются.
 
Бюджет утвержден. Он больше, чем прошлогодний. Это связано с тем, что команда вышла в высшую лигу и ей требуется более серьезная подготовка. Сейчас команда отправилась на третий зарубежный сбор. Повысился и уровень зарплат. Конечно, инфляция сказалась на наших планах — ведь бюджет планировался еще прошлым летом. Но мы нашли выходы, резервы, дабы все намеченное воплотить в жизнь.
 
Урезание зарплат у футболистов не было. Также как и их задержек. У нас была задолженность по бонусам за победу в турнире первой лиги, но она уже погашена. В данном вопросе ситуация у нас неплохая. Хотелось, чтобы она была более надежная, но об этом можно говорить, когда у тебя в кармане лежат деньги. А так с нетерпением ждем, когда спонсоры перечислят деньги за очередной месяц.
 
Мне сложно судить, на каком месте находится «Минск» по финансовому обеспечению. Думаю, что в хвосте — в десятку вряд ли попадаем. Больших денег у нас нет. В то же время мы посчитали, что экономить на сборах не будем, а подготовимся по полной программе. Нам нужен натренированный, сыгранный, готовый коллектив. Зато у нас нет высоких зарплат и премиальных. Хотя знаю, что некоторые клубы, которые не ездят на сборы, своим футболистам выплачивают по 25 тысяч подъемные. Честно говоря, до сих пор не понимаю, что это такое — «подъемные». Два таких футболиста — вот вам и сбор. Конечно, лучше, средств хватает на все, но если есть дефицит, то приходится выбирать. Мы решили пойти по пути, о котором я сказал.
 
В то же время, не думаю, что какая-то из команд снимется по ходу чемпионата. Во всяком случае, всем желаю дожить до осени.
 
Задача на сезон пока не поставлена, но она понятна: закрепиться в высшей лиге. Хотя конкуренция будет большая — из 14 команд вылетает три.
 
Директор МТЗ-РИПО Михаил Юферев от комментариев отказался. Однако известно, что МТЗ-РИПО одним из первых почувствовал на себе влияние кризиса. С августа футболисты не получали зарплату, рассчитываться с ними начали совсем недавно. Что касается размера бюджета, то, по информации, которая звучала в прессе, в прошлом году бюджет клуба составил 3,5 миллиона долларов. На нынешний сезон он запланирован в размере 2 миллионов долларов.
 
Текст: Максим Березинский

Как вам новость?