Непонятный или непонятый?

03.04.2009 03:35
Спорт Редакция
Самая крупная выездная победа сборной Беларуси вызвала много положительных эмоций. Отличные голы, игра в удовольствие, улыбки на лицах футболистов — все это останется в памяти. Особенно сильно матч задержится в памяти Максима Бордачева, который дебютировал за сборную страны и вполне мог стать главным антигероем. eSport.byбезуспешно пытается понять, почему Бернд Штанге определил молодого защитника на несвойственную позицию, вспоминает игру в сборной Андрея Воронкова и Андрея Чухлея и раздумывает, чем такие эксперименты могут закончиться.
 
После матча с Казахстаном Бернд Штанге был доволен. Фото: Эдуард Гавриш /sport.gazeta.kzГлавное в любом матче, конечно же, результат. 5:1 на выезде с любым соперником с этой точки зрения — лучше не придумаешь. Тем более и в гостях всегда сложно играли, и победа волевая, и счет хороший, и отсутствие сбора в феврале не повлияло. В общем, молодец Бернд Штанге, выходит. Все правильно сделал. По крайней мере, он сможет продолжить ставить очередные эксперименты и с довольным видом рассказывать про чемпионат мира. Хотелось бы присоединиться к этой увлекательной беседе. Но не получается. Как-то непонятно, за счет чего этого можно добиться.
 
Вот играет сборная команда официальный матч. И дебютирует в ней парень по имени Максим Бордачев. И выходит играть на непрофильную позицию — центральным защитником. Все видели, что из этого получилось, но 5:1, и как будто бы все хорошо.
 
Но ведь были матчи, когда было по-другому. Еще не забылось, что с Украиной исход встречи решил выход Андрея Чухлея. Молодому динамовцу хавбеку тогда тоже пришлось играть защитником, и закончилось это плачевно. Чухлея с той поры в сборной нет как нет.
 
Мы помним и то, как с Люксембургом в основном составе вышел Андрей Воронков. Там вообще катастрофа приключилась — проиграли футбольному карлику. Свою ошибку Штанге признал — Воронков в сборную не привлекается. Но эксперименты, тем не менее, продолжаются.
 
При этом в сложной ситуации с травмированными Штанге принял очень разумное решение взять за основу оборону БАТЭ. Придумать что-то лучшее было объективно сложно. Отличный ход! Но Штанге, сделав ставку на оборону БАТЭ, решил ее перекроить. Дело тренера, конечно. Но насчет Бордачева можно было ведь и у Виктора Гончаренко справиться. В БАТЭ пробовали вариант, чтобы Макс играл в центре, но отказались от этой затеи после пары спарринговых таймов. Штанге не пришло в голову поинтересоваться, почему так вышло. Вот что непонятно.
 
Ладно, чужие шишки игнорируют почти все, но почему свои-то забываются? А так, конечно, выиграли. И даже если бы из-под Бордачева казахи забили еще штуки два (могли же!), то выиграли бы все равно — со счетом 5:3.
 
Работа тренера — публичное занятие. И она требует обсуждения. Всегда найдутся те, кто за, и те, против. Тренер должен это понимать. Его шаги должны поддаваться анализу, если он рассчитывает на поддержку. Потому что иначе при первой же неудаче Штанге припомнят все. И те, кто вчера кричал «Штанге — гут» будут тут же орать «Штанге — капут». Потому что категория людей, у которых все хорошо, сильно изменчива в настроении. И очень быстро может статься так, что у нее будет все плохо. А поддержать в трудную минуту после поражение кто может? Тот, кто тебя понимает, любит. Любящих оставим стороне. Для этого есть жена, дети, родственники. А уж те любят нашего немца наверняка беззаветно. Потому что он кажется добрым таким семейным дядькой. Отчего не любить?
 
А вот с понимающими… Когда идет матч, очень часто пытаешься предсказать замены, которые последуют. И если ты хорошо знаешь команду, ее тренера, то чаще всего догадаться, кто вместо кого выйдет, не очень сложно. Со Штанге мы уже давно, но угадать его решения так же сложно, как и на старте нашего знакомства. Это может говорить о нетрафаретности мышления немца. Но если бы Беларусь обыграла не только Андорру и Казахстан, а еще и Украину с Англией, тогда бы можно было сказать, что Штанге просто-напросто оказался непонятым. В «Динамо» резко бы перевели Чухлея на позицию защитника, а Гончаренко в жизни не поставил бы Бордачева на фланг. Да и Юрий Павлович Семин в срочном порядке вызвал бы Воронкова из своего дубля… Но почему-то все на своих местах…
 
Мне до сих пор не удается понять, что происходит в сборной Беларуси. Штанге выиграл матч, который для него многое решал. Однако все-таки надо сказать, что он дался легко — это признал даже сам немец, заслуги которого в победе принижать не будем. Просто констатируем: два быстрых гола во втором тайме — и игра, по сути, была сделана. Единственное, о чем можно сказать — Штанге не стал паниковать и менять в перерыве состав. Но о том, что он неохотно делает замены, мы знали и раньше. Но это если брать группу атаки. В обороне проблемы были. И они были заметны невооруженным взглядом. Но Штанге решил поиграть в русскую рулетку и во второй половине матча. Вот что непонятно.
 
Вообще сборная с самого начала работы Штанге представляет собой очень хрупкую конструкцию. В центре поля все держится на одном лишь Кульчии, у которого нет ни помощника, ни страховки. Он иногда заигрывается, иногда устает, иногда против него играет Джеррард, иногда еще что-то происходит — и в эти моменты сборная Беларуси становится фактически беззащитной — тормозить атаки становится некому. А атака сходу опасна для любой обороны, не говоря уже про ту, что играла в Казахстане. Вот это непонятно.
 
Мы это все говорим, а счет между тем 5:1. И говорить как бы ничего и не надо. Результат — на первом месте. И тренер может сидеть и довольно хихикать со всех этих слов. И это его право. Он выиграл. Но все равно непонятно. А очень бы хотелось.
 
Текст: Максим Березинский

Как вам новость?