Беларусь на Олимпийских играх: сколько осталось медалей за Пекин и Лондон?

28.10.2016 14:11
Спорт Редакция

26 и 27 октября стало известно, что еще пятеро белорусов после перепроверки допинг-проб попались на запрещенных препаратах. Все они тяжелоатлеты, причем трое – призеры Олимпийских игр 2008 и 2012 года. Теперь уже бывшие призеры. В связи с положительными анализами их лишат нечестно полученных медалей: одной серебряной и двух бронзовых.

С каждой такой новостью невольно задаешься вопросом, а остались ли еще у Беларуси медали за Пекин и Лондон? Или уже все забрали?

На Олимпийских играх в 2008 года в Пекине Беларусь завоевала 16 медалей: по четыре золота и серебра и восемь бронз. Но уже в 2014 году бронзы лишился толкатель ядра Андрей Михневич. В его анализах нашлись кленбутерол, метандиенон и оксандролон.

В 2016 году Международный олимпийский комитет лишил белорусских тяжелоатлетов Андрея Рыбакова и Анастасию Новикову соответственно серебряной и бронзовой медалей. Перепроверка допинг-проб выявила в пробе Рыбакова туринабол, Новиковой — туринабол и станозолол. 

Кроме того, в конце июля стало известно, что после перепроверки проб Пекина-2008 у Беларуси могут отобрать золото метательницы молота Оксаны Меньковой и серебро толкательницы ядра Натальи Михневич. 

Также еще в 2008 году на неестественно высоком уровне тестостерона попались белорусские метатели молота Иван Тихон и Вадим Девятовский (будущий депутат парламента), выигравшие в Пекине соответственно бронзовую и серебряную медали. Медали у них забрали, а потом вернули, поскольку при допинг-контроле были допущены нарушения. Но осадок, как говорится, остался.

Из утешительного можно назвать то, что белорусские спортсменки могут получить серебряные медали в беге 4 на 400 метров, поскольку на допинге попались бегуньи из России и их награды могут достаться белорускам. Также вместо россиянки Надежды Евстюхиной бронзу могла бы получить белорусская штангистка Ирина Кулеша, если бы у нее самой допинг-проба не была положительной.

С 2012 годом ситуация еще менее веселая. На счету белорусских спортсменов было 11 медалей – две золотых, пять серебряных и четыре бронзовых. Но не успели закончиться игры, как золото в толкании ядра забрали у Надежды Остапчук. В 2016 году лишилась бронзовой медали Марина Шкерманкова, которую она завоевала в весовой категории до 69 килограммов. Есть серьезные вопросы и к уже упомянутой Ирине Кулеше, завоевавшей бронзу в категории до 75 килограммов.

Итого за 2008 год Беларусь уже лишилась одного серебра и двух бронз. Еще одно золото и одно серебро под вопросом. За 2012 год ушло одно золото и одно серебро, высокая вероятность лишения и одной бронзы.

Намерены ли белорусские власти как-то наказать нечестных спортсменов, которые и имидж страны подпортили, и болельщиков с чиновниками обманули? Отнюдь. Медали и дипломы – это фактически единственное, чего они могут лишиться. «Медалей они будут лишены. Но это не значит, что у них заберут квартиры, что-то еще. На данный момент речь об этом не идет», — рассказал первый замминистра спота и туризма Александр Гагиев.

Судя по всему, бередить олимпийские раны и выяснять, почему у белорусских спортсменов столько допинга, власти не намерены. Есть медаль? Ты герой, ты на билбордах и в прайм-тайм на ТВ, тебя поздравляет президент. А если вдруг окажется, что медаль ты получил благодаря допингу, то кому это интересно? Столько лет прошло, зачем разбираться? Кто старое помянет – тому глаз вон.

Да и спортсменам при таких раскладках выгоднее любыми путями заполучить медаль и благодаря этому славу, почет и хорошие премиальные. А там уже — будь что будет. То же самое и с тренерами, пусть даже они даже сто раз назовут себя идиотами.

Чтобы было понятнее, вспомним, что обещали белорусским спортсменам и их тренерам за медали на Олимпийских играх в Пекине. Так, за золотую медаль каждый спортсмен и тренер, подготовивший олимпийского медалиста, получал 100 тыс. долларов, за серебряную — 50 тыс., за бронзовую — 30 тыс. Также китайская фирма Xtep, которая экипировала белорусскую делегацию, обещала выплатить спортсменам вознаграждение за медали: по 10 тыс. долларов — за золотые, по 5 тыс. — за серебряные, по 3 тыс. — за бронзовые.

Также белорусским чемпионам и призерам летних Олимпийских игр в Пекине и их тренерам государство обещало предоставить на льготных условиях квартиры в новом доме на 96 квартир с улучшенной планировкой в Минске. Золотым медалистам просто обещали новые квартиры. А гендиректор ЗАО «Белатмит» (торговая марка «Мясоград») Борис Ципорин заявил, что каждый белорусский олимпиец, завоевавший пекинское «золото», будет пожизненно получать продукцию предприятия.

За золотую медаль Игр в Рио белорусского спортсмена уже ждали 150 тыс. долларов, за серебряную — 75 тыс., за бронзовую — 50 тыс.

При этом названные суммы — это далеко не все деньги, которые выплачиваются спортсменам. Многие атлеты получают президентские стипендии. Так, в 2012 году некоторые из них составляли 3600-4800 долларов в месяц.

И в результате нечестные спортсмены, как, например, дисквалифицированный пожизненно за допинг Андрей Михневич, зарабатывают за спортивную карьеру около 500 тыс. долларов. А возмещения причиненного государству ущерба в особо крупном размере от них никто не требует.

Да и зачем. Для сравнения в США золотые медалисты получают всего 25 тыс. долларов. Но ведь это именно в Беларуси больше нет проблем, кроме как стимулировать использование спортсменами и тренерами допинга?

Максим Гацак

Как вам новость?
Головоломки