«К нам приехал, к нам приехал…»

02.06.2009 14:58
Спорт Редакция
Совсем недавно белорусский снукер пережил по истине эпохальное событие. С 14 по 26 мая в Минске тренировочным процессом руководил представитель легендарной шеффилдской Академии снукера, тренер высшей категории Алан Тригг. И не просто руководил, но и продемонстрировал настоящий мастер-класс, сделав первый в Беларуси сотенный брейк.
 
Алан Тригг сделал первый в Беларуси сотенный брейкАлан давно славится своей общительностью и дружелюбным характером. Уже несколько месяцев он регулярно и с большим удовольствием отвечает на вопросы снукеристов на белорусском форуме snooker.by. Естественно, упустить возможность пообщаться с Аланом лично, было бы глупо. Выкроив небольшой перерыв в достаточно плотном графике, Алан любезно согласился поведать о том, почему выбрал профессию тренера, чего не хватает Ронни О’Салливану и кто станет следующим чемпионом мира.
 
— Если взять страны, в которых снукер появился относительно недавно, где, по Вашему мнению, базовый уровень игры выше?
— В тех странах, где преобладает русский бильярд. Наиболее сложным обучение является там, где пул — основной вид бильярда. У пулистов неточная проводка кия, и они не обращают на это никакого внимания.
 
— А с чего начиналась ваша карьера?
— Мне было 15 лет. Ко мне обратился один пенсионер, который не умел делать оттяжку. Он спросил, как я это делаю? Я показал, и уже через минуту у него все получилось. Он горячо поблагодарил меня за помощь. И вот в тот момент я почувствовал свое призвание. Все начиналось с простого любопытства. После описанного случая я заинтересовался тем, кто обучает моих друзей — Стива Дэвиса и Джимми Уайта. Стал задавать вопросы о тренировочном режиме и других аспектах тренировочного процесса. Так все и началось. В то время, много лет назад, я обучал игроков стать профессионалами в своем деле, но не превосходными игроками. Поэтому я отправился в университет, где получил степень в области спортивной психологии, питания. И теперь помимо технической компоненты у меня есть возможность преподавать и психологические аспекты игры. Теперь я обучаю тренеров, которые, в свою очередь, тренируют своих игроков.
 
— Кто-то играет в снукер с пятилетнего возраста, но не добивается особых высот, кто-то берет кий в руки в 13 лет и становится семикратным чемпионом мира… Что же все-таки является предпосылкой успеха: талант или упорные тренировки?
— Формула такова: 5% таланта + 95% тяжелого и упорного труда. Если бы передо мной встал выбор, обучать человека, не имеющего природных склонностей к снукеру, но пылающего страстью к этой игре с одной стороны, и с другой — человека, который обладает природным талантом, но абсолютно расхлябанно и безответственно относится к тренировкам, я бы предпочел первого.
 
— Недавно пресса бурно обсуждала высказывание Ронни О’Салливан относительно того, что популярность снукера в Британии с каждым годом падает. А каково ваше мнение по поводу сегодняшнего состояния игры на ее родине?
У Ронни есть проблема. В это году я проводил тренировки в Крусибле во время чемпионата мира. Но обучал не игроков, а тренеров, которые, в свою очередь, уже тренировали игроков. У Ронни были проблемы с игрой. В любой момент времени в Крусибле можно встретить 5-6 тренеров. Ронни вышел из комнаты отдыха, посмотрел по сторонам, увидел одного из них и сказал: «Ты тренер? Пойдем со мной. Обучай меня». Этот тренер был одним из моих студентов. Он провел с Ронни день подготовки. Ронни выиграл. На следующий день он уволил этого тренера. Потом сценарий повторился. Был призван очередной тренер. Этот джентельмен уже не был моим студентом. Он позанимался с Ронни, тот проиграл и уволил его. У Ронни очень странный подход. Мне задали вопрос: если бы возникла подобная ситуация, и Ронни обратился к вам, Аллан, что бы Вы сделали? Я бы сказал Ронни, что его невозможно обучать. Все, что ему нужно, – это друг, кто-то, с кем можно поговорить по душам, рассказать о своих проблемах…
 
— А по поводу ситуации со снукером в Великобритании Ронни все-таки прав?
— А я так хотел уйти от ответа :).
 
Хорошо, забыли. Возвращаясь к чемпионату мира и анализируя его результаты, чего, по вашему мнению, не хватило молодежи? Например, одному из главных фаворитов Марку Селби?
—Для того, чтобы стать чемпионом мира, нужна длительная подготовка. Фактически невозможно демонстрировать одинаково высокий уровень игры на протяжении всех семнадцати дней. Поэтому на момент начала турнира игроков обучают показывать половину своей наилучшей игры,с таким расчетом, чтобы к моменту завершения турнира они выходили на свою пиковую форму. Если пик формы наступает чуть раньше, то ты проигрываешь. Марк Селби мой друг, как и его тренер. И тут последний немного не доработал. В настоящий момент я вижу тридцать игроков, которые могли бы стать чемпионами мира в следующем году.
 
— Можете назвать первых трех?
Во-первых, это Ронни О’Салливан. Его проблема заключается лишь в недостатке мотивации. Также это Марк Селби и Марк Аллен.
 
—  А есть ли у вас любимые игроки среди профессионалов? Допустим, вы приходите домой, включаете турнир по телевизору и болеете за…
— Учитывая то количество игроков и тренеров, которых я обучаю, любой мой ответ повлечет за собой негодование и недопуск в тот или иной лагерь. Так что я лучше скромно промолчу 🙂 .
 
— Вы почти две недели в Беларуси. Как впечатления?
Могу сказать, что обожаю эту страну. Знаете, через два-три года я планировал уйти на пенсию и переехать в Новую Зеландию. Мне безумно нравится тамошняя природа. Но теперь я пересмотрел свои взгляды. Возможно, я переберусь на постоянное место жительство именно в Беларусь. Я побывал уже практически во всех странах мира — тренировочный процесс идет постоянно. Преимущество Беларуси заключается в том, что здесь большинство игроков имеют опыт игры в русский бильярд. Отсюда наличие определенных умений и навыков, в частности, правильная проводка кия. Это означает, что белорусские игроки быстрее чем остальные осваивают технические элементы снукера.
 
Автор благодарит Виталия Велента за помощь в подготовке интервью.

Как вам новость?
Головоломки