Шумидуб: Брикун – трудолюбивый и талантливый оболтус

26.06.2009 13:50
Спорт Редакция

Тренер «Гомеля» Александр Шумидуб вспоминает финальную серию чемпионата Беларуси с «Юностью», объясняет причины спада в игре Дмитрия Мильчакова, а также оценивает переход Андрея Мезина в минское «Динамо».

«Все справедливо, нас просто не хватило, а «Юность» додавила. Грешить на судейство или что-то еще закулисное не стоит. И, пожалуй, справедливо мнение, что нас подвела некоторая самоуверенность, когда вели в серии 3:1. Вот и получили, как в теннисе, тройной матчбол. Ну и Захаров… Умеет он чувствовать игру, этого не отнять. Говорю не понаслышке: я с ним работал. «Чуйка», как это у нас называют, у него абсолютная. Его действия не всегда логичны и понятны, но чаще всего безошибочны. Это дается свыше.

В серии все делалось по плану, который не раз срабатывал на краткосрочных турнирах: к важнейшим матчам на пик выводятся не оба вратаря, а один, на которого и делается ставка. Согласен, это рискованно, но обычно этот вариант проходит. Так же было и в сборной, когда я в ней работал, в том числе и в штабе Хэнлона, так в ней и продолжается. Кстати, о везунчиках: Хэнлон тот же — вот пример любимца фортуны, ярче некуда. Верно говорят: рыжим везет.

Почему наше с Гленом сотрудничество закончилось? Здесь ряд факторов. Во-первых, после того мирового первенства решили взять видеотренера. Не раздувать же было штат наставников до смешного. Далее, Глен — сам в прошлом вратарь, он вполне мог справляться с моими функциями. Опытных голкиперов не надо же на «мире» учить, главное — грамотная психологическая поддержка. Тот же Мезин, когда у него «перегруз», садится и начинает говорить что попало, его эмоции требуют выхода. И тренер вратарей должен просто впитать это все, как губка, снять напряжение с игрока. Канадец это умеет, хотя, думаю, не на сто процентов. Может, этого Мезе как раз и не хватило в игре с россиянами.

Сложно полностью настроить игрока, говоря с ним на разных языках, пусть даже тот отлично знает английский. Тогда до глубины души не докопаешься. Когда говоришь на одном, родном для обоих — другое дело. Но с Хэнлоном у нас остались хорошие отношения, когда мы были в Финляндии — общались. И никакой досады от того, что я уже скоро как пять лет вне сборной, не испытываю. Скорее наоборот.

Я уже в 2005-м отработал через «не могу», писал заявление в федерацию с просьбой больше не привлекать ни в одну сборную. Устал от прессинга, когда перед каждым турниром тебе говорят: «Или задача будет выполнена, или с работой в Беларуси будут проблемы…». Дошло до того, что в Вене не мог уснуть до четырех утра, нервный тик начался. Я не фигурально, а буквально говорю: у меня глаз дергался. Кому это понравится?.. С юношеской и молодежной сборными еще веселее: «Почему вратарь не ловит?!». А вы что, хотели, чтобы классного кипера вам сделали за месяц? Так не бывает, эту науку годами постигают и сызмала. И не всем дано осилить. Это же как в школьном классе: вроде все учились по одной программе, но кто-то стал министром, а кто-то чернорабочим перебивается. Еще и талант нужен.

Есть те, кто искренне любит свое дело, тянется к нему, есть обратный пример — родители привели, вот он и ходит. А есть талантливые оболтусы. Все у него вроде нормально: и способностями бог не обидел, и парень добрейший… К слову, доброта — необходимое качество для вратаря. За долгую карьеру не встречал среди нашего брата плохих людей. Ибо таких команда отторгает на счет «раз», а это для голкипера — профессиональная смерть. И середнячков «ни туды, ни сюды» на «ленточке» не бывает: команда должна тебя однозначно любить — и точка.

Брикуна отнесу скорее к тем самым оболтусам. Но трудолюбивым. Я же его не первый год знаю: в свое время привез парня еще из Новополоцка в «Юность», потом в «Гомель». Никто в него не верил, говорили, что вратаря в Брикуне видит только Шумидуб. Жизнь показала: не ошибся. Уже потому, что знаю: можешь дать Игорю задание и уходить — все будет исполнено «от» и «до» без кнута.

Мильчаков потерялся, потому что изменился, попадание в сборную явно не пошло на пользу. Человеческих качеств это не касается, он по-прежнему приятен в общении, команда его не отторгает. А вот на льду… Когда Мильчакова приглашали в «Гомель», действительно планировали сделать первым номером. Но начались предсезонные «товарняки», и стало очевидно — что-то не то. Человек выходит на лед получать от игры удовольствие. Вроде бы ничего плохого, но только не по принципу «ну пропустил я, ну и что?..» С тобой же в клубе еще полсотни человек, и их с семьями благосостояние зависит в том числе и от твоей работы! И с ней были проблемы: помимо обязательной тренировочной программы, игроки имеют индивидуальные задания. И если Брикун из зала не вылезал, выполняя их, то Мильчакова три месяца там не видели. На вопрос «почему» ответ просто убил наповал: «Я думал, что и этого хватит…» Может, повторюсь, дело в раннем внимании к его персоне со стороны национальной сборной, а возможно, и в том, что он в Гомеле попал в условия, которых прежде не имел. Когда все к твоим услугам, все продумано. У нас же есть люди, для которых «чем хуже, тем лучше». В плане результата, само собой. Наконец, наверное, нельзя брать в команду двух вратарей-ровесников. Когда между ними разница в десяток лет — другое дело: появляется преемственность, «старик» с удовольствием берет под опеку «молодого», в итоге в выигрыше все. А так получилось, что Игорь «сожрал» Диму, хотя между собой у них вроде бы нормальные отношения.

Самому очень интересно, что выйдет из перехода Мезина в «Динамо». С одной стороны, мы заполучили несомненного лидера сборной, лучшего вратаря минувшего чемпионата мира, здесь все здорово. С другой — Андрюхе часто удавались краткосрочные турниры, а вот в клубах в последнее время ладилось не слишком: что в «Барсе», что в Питере, в Уфе, в «Магнитке». Посмотрим, как пойдет в «Динамо». Дай бог, чтобы он действительно сумел блеснуть на обоих фронтах — КХЛовском и олимпийском», — цитирует Шумидуба «Прессбол».

Как вам новость?
Головоломки