Буяльский: не зря нас называют «валидольной командой»

26.06.2009 15:40
Спорт Редакция

Главный тренер женской сборной Беларуси Анатолий Буяльский подводит итоги чемпионата Европы в Латвии, а также рассказывает о планах на будущее.

«Мысли сейчас, наверное, у всех девчонок о хорошем отдыхе, а у многих — и о лечении, потому что вернулись мы подраненные. Только позавчера была сделана успешная операция Насте Веремеенко. Пожелаем ей крепкого здоровья! Предстоит еще несколько операций, несколько гипсов, сломанные носы и прочее. Таков современный женский спорт и баскетбол в частности.

Видно, все-таки за те долгие годы, пока мы шли по трудному пути с самых низов баскетбольной Европы, сумели накопить потенциал и, не побоюсь сказать, героизм в наших девушках, чтобы именно в таких финалах и в таких играх выдавать сверх того, что можем. Этот путь не прошел для них даром. Все-таки, второй финал Чемпионата Европы, Олимпийские игры закалили наших девчонок, и теперь они могут сражаться на самом высоком уровне.

Начало турнира было сложное, мы оказались в тяжелейшей группе: три команды из нашей группы в итоге попали в первую шестерку чемпионата. Было очень обидным тяжелейшее поражение от команды Франции, мы очень поздно вернулись в гостиницу, а на следующий день игра с Италией – опять поражение. Следующая по расписанию игра с Россией – и снова поражение. В этот момент можно было дрогнуть.

К счастью или к сожалению, наши девочки сейчас вооружены всеми современными способами получения информации и, наверное, много читают, видят критику. Но нужно понимать разную критику по-разному. Во многих странах, пока команда играет, ее стараются только поддерживать. Это помогает команде. А уже если она проиграла, тогда уже выбрасывается весь негатив, и в первую очередь, конечно, на тех людей, которые отвечали за результат, – то есть на тренерский штаб. А у нас (да и не только у нас) это общее «совковое чувство» – с первых же моментов начинается острая критика, иногда переходящая на личности. Это тоже испытание. Но я за долгие годы нарастил толстую кожу, которую сложно пробить. Критические стрелы попадают в меня, однако внутри себя удается от них уворачиваться.

Во многих статьях после слов тренера идут «комментарии специалистов», где наша команда называется и «слоном в посудной лавке», и пишется, что «команда Франции разбиралась с нашей командой, как повар с картошкой». И это читают игроки, болельщики, привыкнуть к этому невозможно. Хотелось бы больше позитива именно в то время, когда команда играет. Так и нужно делать.

Мы росли, готовились, постепенно становились высокой командой. Наверное, хорошо, что мы когда-то начинали с группы В и выросли до уровня сильнейших команд Европы. Точно так же, наверное, воспитываются и растут наши болельщики. Я думаю, что девчонки сейчас не обижены вниманием, их узнают на улицах, поздравления приходят не только из Беларуси, но и из-за рубежа. После нашего приезда была организована очень теплая, приятная встреча – наверное, наши функционеры, руководители будут так же расти, как и мы.

Прежде всего, весь этот чемпионат – это драматический момент. Наверное, недаром болельщики назвали нас «валидольной командой»: мы дошли до рубежа, ниже которого нельзя было опускаться, – и пришлось подниматься, карабкаться. А самых драматических моментов было несколько: это концовка игры с Францией и игра с Литвой, потому что победа была нужна как воздух; игра с Турцией, концовка игры со Словакией – мне даже сложно сейчас вспомнить. Драматизма было настолько много, что я иногда не мог уснуть.

Планы были связаны с работой с одной из национальных команд, готовящихся к чемпионату мира. А сейчас, когда мы прошли на этот турнир и будем участвовать в нем в следующем году, я думаю, никто бы не понял, да и я сам себя бы не понял, если бы вывел на этот турнир команду другой страны. Но судьба тренера изменчива: сегодня ты наверху, а завтра стремительно падаешь вниз. Поэтому никогда не говори «никогда».

Российский чемпионат, в котором я работал три года, на сегодняшний день финансово значимый. Заработать такие деньги, какие сейчас платятся в России, наверное, больше нигде нельзя. А с Польшей у меня связаны очень хорошие воспоминания – все-таки 5 лет, проведенных в Польше, оставили в жизни очень приятный след. Там ментальность людей близка нашей: легко тебе, легко твоей семье, стиль жизни похож на наш. Если раньше я думал, что главное – это зарабатывание денег за границей, то сейчас понял: жизнь настолько коротка, что жить надо сегодня, сейчас, а не когда-то потом, когда заработаешь. Сейчас больше думаю о душе. Но о ней легче думать, когда у тебя все нормально.

А насчет работы – нет, в России и Польше достаточно своих специалистов. Мне поступало предложение из Японии. Я пока не дал категорического ответа, но это другой континент, другой менталитет, другие нравы и законы. Интересная страна, интересная команда, нам приходилось сталкиваться с ней. Опыт работы тоже был бы интересным: команда, не обладающая высокорослыми игроками, удивляет самой культурой. Вы знаете, когда игрок уходит с площадки на замену, он всегда, складывая руки перед собой, кланяется площадке, тренеру. Это достойно уважения. Но соблазн уйти туда был бы, если бы наша команда чудом не попала на Чемпионат мира. Сейчас этот вопрос, наверное, неактуален», — цитирует Буяльского www.tttt_tel.

Как вам новость?
Головоломки