Байдачный раскритиковал работу АБФФ и Штанге

15.09.2009 14:57
Спорт Редакция

Бывший главный тренер сборной Беларуси Анатолий Байдачный раскритиковал работу АБФФ и Бернда Штанге, а также заявил, что не собирается возвращаться в главную команду страны.

«Матч против сборной Украины смотрел отрывками. Сложилось впечатление, что счет изначально устраивал обе команды. Милевский дважды выходил на ударную позицию, с которой можно было забивать, но зачем-то убирал мяч под себя и вообще не бил по воротам. Разве так можно играть? За тремя очками с такой игрой не приезжают. Белорусы тоже из неплохих ситуаций били либо в руки вратарю, либо мимо. Повторюсь, сыграли так, как всех устроило.

Если критерий оценки — обыграть Андорру и Казахстан, то задача выполнена. Она выполнена и в том случае, если от сборной требовали одно очко в игре с тремя ведущими командами. Но если задача ставилась создать новую команду или выйти дальше — тренерский штаб ни на сантиметр к. этому не приблизился. Седьмое место молодежной сборной на чемпионате Европы в федерации посчитали провалом, но тогда уровень результата национальной команды — ниже ватерлинии.

Когда стартует отборочный цикл, шансы есть у всех, даже у Андорры. Вот недавно говорили: как хорошо мы сыграли с сильнейшей сборной Хорватии. Но что это за сильнейшая сборная, которой Англия пять мячей забивает? Такая же примерно команда, как и у нас. В этой отборочной группе была только одна действительно сильная сборная — Англия, остальные — равные по классу претенденты.

Чтобы клуб или национальная сборная добились результата, у игроков должен присутствовать дух победителя. Тогда на определенном этапе за счет класса они смогут вытащить игру. Если духа нет — ничего не добьешься. Хорваты и украинцы, в отличие от нас, играли на более высоком уровне, и это тоже сказалось. Но, если разобраться, Украина — посредственная команда с Шевченко впереди. Это великий футболист, но в данный момент он не в лучшем состоянии. Что до Милевского, то Беларусь не должна сожалеть о его потере, особого впечатления он на меня не произвел. Воронин тоже уже не тот. Украинцы на рубеже смены поколений, но им вряд ли дадут ее провести. Сейчас же эта сборная ничем не лучше белорусской. В команде должны быть какие-то символы, но, если от них отказаться, игра может смотреться по-другому.

Когда я работал в сборной, то не зацикливался на результате, а обещал сделать команду хорошего европейского уровня. Мы показывали добротный футбол, за который не было стыдно. И что я увидел в матче с Украиной? Сборная сыграла по такой же схеме и фактически теми же исполнителями, кроме защитной линии, как в 2004 году в товарищеском матче против Турции! Александр Кульчий и Сергей Омельянчук — опорные полузащитники, в линии атаки Александр Глеб и Виталий Кутузов, на замену вышел Вячеслав Глеб, а также Леонид Ковель, стремительный прессинг которого привел к победному голу в игре с турками. Я даже рассмеялся — какая модернизация, если вернулись к тому, что было пять лет назад?

Мне посчастливилось поработать с Валерием Лобановским, который однажды сказал: «Главная задача тренера сборной — влияние на развитие футбола в стране». Влияние же нынешнего тренера было направлено на то, чтобы на протяжении цикла забирать игроков у молодежной сборной. Причем партиями. Но в главной команде они не все даже в резерв попадали. Так поступили и перед финалом молодежного чемпионата Европы, проведя абсолютно ненужный товарищеский матч против Молдовы. В результате первый матч со шведами «молодежка» провалила, хотя в заключительной игре с итальянцами показала блестящий футбол.

Нельзя привлекать игрока, когда ты не можешь определить его уровень. А то взял, выжал и выкинул — живого человека! Яркий пример влияния главного тренера национальной сборной на развитие футбола в стране — вызов в национальную сборную защитника МТЗ-РИПО Игоря Мальцева, в итоге в заявку не попавшего. Когда он, морально выхолощенный, вернулся в молодежную команду, в игре с сербами принес два гола.

За свою карьеру я насмотрелся на многих тренеров, в т.ч. когда работал за границей. Не воспринимаю специалистов, которые, как только наводят на них телекамеру, начинают махать руками, приседать и отжиматься. Я сам был игроком, и меня раздражало, когда тренер просто кричал со скамейки. Это можно спроецировать и на постановку дел в футболе. Если вам нравится, когда при создании чего-то прыгают и отжимаются, тогда нет вопросов.

Саша Глеб очень хороший футболист, но по складу характера — не лидер. Тот же Месси — ярчайшая звезда, но у него тоже нет лидерских качеств. Когда мне в свое время задавали вопросы насчет роли Глеба, я отвечал просто: «В составе Италии 11 таких футболистов, как Саша Глеб, может, даже сильнее. А вы от него требуете, чтобы он в одиночку обыграл эту команду». Это завышенные требования к талантливому человеку. Поскольку народ к нему так относятся, то малейшую неудачу списывают не на объективные причины, а на нежелание что-то делать.

Я никогда не делал из Саши культа, он выполнял свои функции, как и остальные игроки, тоже достаточно талантливые. Если Максим Ромащенко за сезон в сборной забивал 12 мячей, это же не значит, что мы должны носить его на руках – он просто профессионально выполнил свою работу.

У нас есть талантливые тренеры! Виктор Гончаренко из БАТЭ, работающий в «Сибири» Игорь Криушенко, Георгий Кондратьев. Эти наставники не слабее нынешнего тренера, возможно, даже посильней.

У меня уже нет вопросов к нынешнему руководству федерации. Они поспособствовали тому, что остановилось сердце моего лучшего друга Юрия Курненина. Они не помогали, а мешали ему работать. Вылили ушат грязи за 7-е место на чемпионате Европы, а когда человека не стало, признали результат удачным. Сейчас мне абсолютно все равно, придет новый тренер или останется старый, я к этим процессам безразличен.

Я в сборную не вернусь даже под угрозой расстрела. Не из-за обиды даже. Ты приходишь, тратишь годы на то, чтобы что-то создать, и оно создается, движется! А потом кому-то перестаешь нравиться, и тебя пытаются убрать. Логика простая: он создал, а мы теперь без него доделаем. Меня поразило, когда один из руководителей, всего полгода на тот момент проработавший в федерации, мне сказал: «Анатолий Николаевич, вы считаете, что я не разбираюсь в футболе?» Я в ответ улыбнулся: «Это я, наверное, не разбираюсь: проработал более 30 лет, но каждый раз открываю для себя что-то новое».

Любое действие Штанге воспринимается на ура, мои идеи воспринимались в штыки, Пусть вызывают хоть 100 футболистов, от этого мало что изменится. Единственное, что нам с Юрием Курнениным дали сделать, — создать команду, которая никого не боялась. До нас схема была простая – 1-10. Команда окапывалась в обороне и ждала своего шанса. Когда мы сыграли дома 0:0 с крепкой сборной Шотландии, многие восприняли это как трагедию. Наша команда нанесла по воротам соперника 29 ударов, не выходила из его штрафной площади. Народ верил той сборной, для заполнения трибун не надо было приглашать военнослужащих. Я говорил ребятам: «Проиграйте, но уважайте себя. Атакуйте, обыгрывайте, не зажимайтесь и не отбивайтесь». А теперь жалею о том, что впустую потратил свои силы и здоровье», — цитирует Байдачного «Белгазета».

Как вам новость?
Головоломки