Торбин: Главная удача сезона для "Динамо" – мы сохранили болельщика

04.03.2013 14:24
Спорт Редакция

Алексей Торбин верит, что минское «Динамо» продолжит выступление в КХЛ

Важно ли, чтобы болельщики на «Минск-Арене» знали, что такое плей-офф? Как работать со зрителем? Почему белорусские клубы игнорируют опыт лидера рынка? Допустимо ли пиво на спортивных мероприятиях и как договориться с милицией? Останется ли «Динамо» в КХЛ? Об этом генеральный директор минского клуба Алексей Торбин рассказывал во время конференции «Спортивные топ-лиги в Беларуси».

— По объему аудитории, активно интересующейся спортом, Беларусь занимает одно из последних мест в Европе. Это действительно катастрофа. Но, как ни странно прозвучит, для нашего клуба это плюс. Этот «пробел» — люди, которые не интересуются спортом вообще и никогда им не интересовались — и есть наша потенциальная аудитория. Минское «Динамо» борется именно за этих людей. Наши исследования показывают, что примерно 35 процентов болельщиков на наших домашних матчах в прошлом сезоне — это те, кто впервые в жизни пришли на хоккей. Мы должны работать в этом направлении.

— Почему тогда минское «Динамо» так успешно в привлечении болельщиков?

— Я бы выделили три основных фактора. Первый — само первенство КХЛ. Болельщиков привлекает возможность лицезреть команды самого высокого уровня из разных стран. Им приятно видеть на площадке таких звезд, как Малкин и Дацюк. Второй фактор — сама игра «Динамо». С приходом Марека Сикоры у команды в положительную сторону поменялся рисунок игры. Мы научились играть в тело, жестко. Это помогло побеждать сильнейшие клубы КХЛ, такие, как питерский СКА и московское «Динамо». Мы буквально на жилах обыгрывали эти команды, выходили в плей-офф. Такой подход нравится болельщикам. Третий фактор – «Минск-Арена». Болельщику нужны комфортные условия. Он хочет прийти на хоккей, попить пива, пообщаться с друзьями, а заодно поболеть за любимую команду.

— Первый зампред АБФФ Сергей Сафарьян заявил, что заманивание пивом — не лучший путь к заполняемости арен

— Уже говорил, что отношусь к пиву вполне нормально. Мы должны стремиться создать болельщику комфортные условия. Пиво — одно из них. Практика показала, что мы миролюбивая нация. И пиво никоим образом не ухудшило атмосферу на трибунах. Конечно, мы долго договаривались по этому вопросу с соответствующими органами. Но в итоге все разрешилось благополучно. Так что и другим советую работать в этом направлении. Возможно, в футболе более агрессивная публика, поэтому там сложнее договориться.

— Многим футбольным клубам так и не удалось наладить работу стюардов. Как это сделали вы?

— У нас правильнее называть этих людей администраторами. Принципиальным был такой момент. Прекрасно понимали, что зрителей отпугивает присутствие на трибунах правоохранительных органов. Было очень сложно, но в итоге мы нашли общий язык с милицией. Просто поймите — если произойдет хоть одно маленькое безобидное ЧП, полетят погоны отовсюду. Я как бывший работник этой структуры знаю, о чем говорю. Но если пытаться находить компромисс, то можно решить любые проблемы.

— Какая ниша в сотрудничестве клуба с масс-медиа еще не закрыта?

— Наверное, это касается, прежде всего, телевидения. Надо работать в этом направлении, больше выпускать спортивных программ. Да, это очень затратное дело для руководителей ТВ, но мы уже начали этот вопрос прорабатывать. Думаю, в ближайшее время добьемся того, что эти программы будут выпускаться в удобное и популярное время, а не за полночь. В этом вижу нишу, которую надо активно заполнять. Все-таки телевидение — основной информационный вещатель.

— Чего нового ждать от «Динамо» в ближайшее время?

— Межсезонье существует для того, чтобы команды могли проанализировать прошедший сезон, убрать недостатки и развиваться дальше. Конечно, планируются различные нововведения. В скором времени мы вам расскажем о всех наших маркетинговых новинках. Они должны быть. Привлекательность нового уровня позволит нам приглашать болельщика на нашу арену.

— То есть вы отдаете себе отчет, что если ничего не делать, начнется процесс стагнации?

— Да, я прекрасно это понимаю. Стагнация и застой — худшее, что я могу кому-либо пожелать. Нужно двигаться вперед. Просто приходить на работу и уходить — не выход из положения.

— Главная удача сезона 2012/13?

— То, что мы смогли обыграть наших принципиальных соперников именно в личных встречах. Я говорю, в первую очередь, об «Атланте» и «Словане», которые вышли в плей-офф. Здорово, что у нас получалось настроиться на отдельно взятые игры. Вспоминается встреча с «Металлургом» из Магнитогорска, мы хорошо играли и в итоге одержали победу.

Что касается работы с болельщиками, то главная наша удача заключается в том, что хоть в этом сезоне поражений и было больше, чем побед, мы смогли удержать наших поклонников. Главное, что сохранили болельщика.

— Ощущаете ли конкуренцию за болельщика со стороны других клубов?

— Вообще, я за то, чтобы другие коллективы — волейбольные, гандбольные и так далее — привлекали как можно больше болельщиков. Чем больше они это будут делать, тем больше людей будет интересоваться спортом в целом. Кто-то из них обратит внимание и на хоккей. Для нас я вижу в этом только плюсы.

— К вам за опытом обращаются представители других клубов?

— Мы готовы поделиться своим опытом. И считаем, что многое из того, что наработано в «Динамо», может быть использовано другими спортивными организациями страны. Другое дело, что клубы к нам не обращаются. Нам элементарно некому что-либо рассказывать.

— Почему так происходит? Это никому неинтересно?

— Этот вопрос лучше адресовать представителям клубов.

— Может, они видят в вас слишком серьезного конкурента?

— Мне кажется, они думают, что наш успех заключается лишь в том, что у нас есть большая арена. Также считают, что нам какие-то другие ресурсы помогают. На самом деле, это далеко не самое главное. Куда важнее то, о чем я говорил выше — о привлечении неспортивных людей в спорт.

— Скоро откроется другая вместительная арена в Чижовке. Как это может повлиять на хоккейного болельщика?

— Вы сами должны понимать, что тот, кто болел за минское «Динамо», будет переживать за него всегда. Может быть, приведу не совсем корректное сравнение, но это как в религии. Если кто-то исповедовал ислам, быстро не перейдет в православие. Так и у нас. Если болельщик с детства болел за одну команду, ему сложно резко переключиться на что-то другое, потому что он вырос с этим, он жил этим.

— На ваш взгляд, сколько болельщиков, приходящих на «Минск-Арену», реально понимают хоккей? Ведь многие из них даже не знают, что такое плей-офф…

— Сложный вопрос. Но очевидно, что каждый из нас разбирается в хоккее в меру своего интереса. Понятно, есть безумные фанаты, которые разбираются абсолютно во всем. Кто-то уже ходит на хоккей несколько лет и тоже что-то смыслит. А кто-то только что пришел и толком не понимает хоккейных правил. Но это не самое главное. Раз болельщик приходит на «Арену», значит, ему это нравится.

— Вам принципиально, кто будет на трибунах?

— Честно говоря, для нас чем больше разных людей, тем лучше. На самом деле, я бы не стал так обострять проблему, к которой вы постоянно клоните. Мне кажется, болельщики стали более образованными в хоккейных знаниях. Это можно заметить по эмоциям. Когда фол, тут же свист на трибунах. Плюс болельщики в нужное время могут взорваться, поддержать команду, когда это действительно необходимо. Еще зрители не покидают демонстративно трибуны, когда «Динамо» проигрывает, а наоборот, остаются поддержать, если игроки бились до конца, не жалея себя. Поэтому я считаю, что болельщики в большей степени сознательные, они понимают хоккей.

— На конференции вы завуалированно, а где-то и прямо говорили, что белорусский спорт не развивается по тем законам, по которым он делает это во всем мире. Что, на ваш взгляд, мешает спорту в стране развиваться так, как надо?

— Самое главное то, о чем я говорил в начале. Нужно привлекать людей в спорт, которые далеки от него. Чтобы они пришли в него и заинтересовались им. На выходе мы получим больше людей, с которыми уже и будем развивать белорусский спорт.

— То есть работать на трибуны?

— Работать во всех сферах. В магазине, в троллейбусе, на улице, в телевидении. Всегда и везде нужно агитировать за спорт. И, конечно, без побед и эмоций агитировать очень сложно. И без комфортных условий для болельщика тоже.

— Каков бюджет минского «Динамо»?

— Это закрытая информация. Не могу вам назвать сумму.

— Куда пойдете, если отправят в отставку?

— Без работы не останусь. Пойду помогать российскому хоккею.

— «Динамо» не попало в плей-офф. Как это отразилось на команде?

— В клубе прекрасно помнят те эмоции, которые витали в болельщицкой среде в связи с первым выходом команды в плей-офф. Серия с «Локомотивом» всем очень понравилась. Это было что-то необыкновенное. Именно за это мы намерены бороться. Так что все еще впереди.

— Недавно состоялось совещание у президента. Он  не стал делать кадровые перестановки, но при этом поручил в ближайшее время проработать концепцию по реформированию спортивной отрасли и проинформировать общественность о предлагаемых подходах и нововведениях. Что можете предложить вы?

— Мне кажется, нужно сохранить, что есть, что было сделано. Ни для кого не секрет, что это нарабатывалось не сразу. Мы годами шли к тому, используя немалые средства, чтобы и арену построить, и команду содержать. Самое главное, мы должны это сохранить. На базе этих сохранений идти дальше. Выбирать лучшие примеры и их использовать. Плюс делать выводы и из неудач.

— Но на данном этапе главу государству волнует, прежде всего, отсутствие результата.

— Да, ведь это самое главное. Без результата спорт мертв. Но чтобы он появился, нужно все сохранить, а потом уже стараться приумножить.

— Ходили разговоры, что Беларусь может выйти из состава КХЛ. Как на это реагировали?

— Наверное, каждый клуб, который существует в КХЛ, рискует выйти оттуда, пока он не финансируется за счет своих собственных средств. Поэтому к таким разговорам следует относиться спокойно. Мое мнение, все будет хорошо. Команда сохранится, и все будут довольны.

Как вам новость?