Футбольный чемпионат через интернет: где это работает и какие могут быть проблемы?

25.02.2013 14:22
Спорт

Белорусская федерация футбола решила пойти по стопам литовских коллег и транслировать матчи чемпионата страны через интернет. Начинание хорошее, но сопряжено со многими трудностями. Качество картинки и свадебные операторы, наплывы пользователей и качество интернет-соединения, отсутствие условий для съемки и нехватка рук — знающие люди рассказывают, с чем придется столкнуться.

Пока все идет к тому, что с этого сезона белорусский футбольный болельщик сможет увидеть все матчи внутреннего чемпионата. По крайне мере, именно с этой целью АБФФ и затеяла такую серьезную штуку, как прямые трансляции матчей через Интернет. Для этого федерация поможет клубам технически. В том числе проведет два обучающих семинара для клубных операторов. На первом будут рассматриваться теоретические вопросы проведения трансляций. Перед сотрудниками клубов выступят специалисты портала Tut.by.

К подобному шагу белорусов подтолкнул опыт литовских коллег — у соседей уже четыре года матчи национального первенства показываются в Сети.

— Сперва показывали не все матчи, — рассказывает генеральный директор Литовской федерации футбола Эдвинас Эймонтас (Edvinas Eimontas). — Начинали с самых рейтинговых игр. Через год показывали все. Потом подключили первую лигу и футзал.

— Сколько человек смотрят подобные трансляции?

— Популярность сайта, где идут трансляции, почти такая же, как и у странички федерации. Рейтинги колеблются от трех до восьми тысяч человек. А некоторые матчи смотрят и больше. Месячная статистика сайта — 70 тысяч уникальных просмотров. К слову, матчи можно не только в прямой трансляции смотреть, но и в записи благодаря архиву.

— Как осуществляется взаимодействие клубов и федерации?

Литовский опыт: «Это полностью проект федерации. Показывающая бригада тоже наша. Люди знают, как показывать и как снимать. И с каждым матчем они совершенствуются. Клубы помогают только электричеством и интернетом».

— Это полностью проект федерации. Показывающая бригада тоже наша. Люди знают, как показывать и как снимать. И с каждым матчем они совершенствуются. Клубы помогают только электричеством и интернетом.

— Какое количество камер используется?

— Снимаем одной камерой. Хотели тремя, но это лишние расходы. Должен быть режиссер, микшерский пульт и так далее. Тем более мы провели опрос среди зрителей: три камеры или комментатор. Победил просмотр футбола с комментатором.

«Элементарный показ — минимум четыре камеры»

Большинство из нас привыкло смотреть футбол по телевизору. Насколько интернет-картинка сопоставима по качеству с телевизионной? Об этом мы поговорили с заместителем директора главной дирекции спортивного вещания БГТРК Александром Казюкевичем.

— Какие критерии качества картинки у телевидения?

— Главное — технические характеристики сигнала: разрешение и качество. Если переводить в цифровой формат, то для интернет-картинки нормальным считается поток от двух до трех мегабит в секунду. Для телевизионной — в три, а то и в четыре раза больше.

Для интернет-трансляции в реалиях белорусского рынка поток в 1 мегабит в секунду уже большой. И он сразу отсекает порядка 30-40 процентов зрителей. Их интернет не справляется. Соответственно, если необходимо обеспечивать максимально широкое освещение, то надо жестко подходить к потоку, к скорости интернета. 512 килобит в секунду — это верхняя граница.

Еще стоит просто подумать о том, как организовывать трансляции. Если через сайт федерации, то необходимо серьезно обновить свою серверную базу. Иначе первый же тур «положит» сервер.

— Камеры клубных операторов могут дать картинку, приближенную к тэвэшной?

— Конечно, нет. Даже если на камере много цифр и «HD» написано. Это все равно бытовая камера, которая стоит примерно тысячу долларов. Профессиональная камера стоит полсотни тысяч. А с хорошей оптикой и за сотню.

— Скорее всего, трансляции будут вестись с помощью одной камеры. А у телевидения есть минимум по их количеству?

Александр Казюкевич: «Вот вам пример: пятиминутный ролик ТВ-качества в среднем «весит» один гигабайт».

— Элементарный показ — минимум четыре камеры. Должна быть общая камера, дающая полную картинку. Камера, следящая за мячом. Нужны и укрупнения. Тогда трансляция будет более-менее смотрибельна. Но для этого должен быть микшерный пульт. А это уже расходы совсем другого уровня.

— А сколькими камерами телеканал «Беларусь-2» показывал прошлогодний чемпионат страны?

— Обычно работали шесть-семь камер. А матч Лиги Европы БАТЭ — «Фенербахче» в Гродно показывали с помощью 14-ти.

— Есть ли возможность использования картинки из интернета на телевидении?

— На ТВ картинка уровня интернет-трансляции не используется. Только если это не отдельная рубрика в развлекательных программах. Чтобы делать на основании интернета обзоры туров, видео должно быть вещательного качества. Вот вам пример: пятиминутный ролик ТВ-качества в среднем «весит» один гигабайт.

«Качество съемки вызывало вопросы»

Через интернет следить за происходящим на поле мы будем глазами клубных операторов. От подготовки этих людей проект федерации очень сильно зависим. О ней, подготовке, многое знает автор и ведущий канувшей в Лету передачи «Столичный футбол» Игорь Коленьков. При подготовке программы журналист постоянно использовал клубное видео.

— Уровень клубных операторов вам нравился?

— Качество съемки некоторых вызывало вопросы. К тому же не совсем подходило, как люди снимают. Операторы могли пропускать голы и другие интересные моменты. Но у них свои задачи, вед снимают для тренера. А тренеру важен тактический рисунок игры, кто как перемещается, подстраховочки, комбинашки…

— А вы не просили операторов учитывать ваши интересы?

Игорь Коленьков: «Хорошие операторы работают в БАТЭ, столичном «Динамо», «Минске» и «Нафтане».

— Тех ребят, с которыми чаще контачил, просил делать «перебивочки», чтобы после гола или опасного момента был крупный план. Некоторые отзывались и шли нам навстречу.

— Как думаете, потянут они трансляцию матча на всю страну?

— Думаю, потянут, но предполагать, как будет на самом деле, невозможно. Пока не начнем, минусы не полезут.

— Назовите лучшего клубного оператора, с которым доводилось работать?

— Многие ребята качественно и хорошо снимают. Борисовский, например, внимательно следит за мячом. Рука у парня набита. Хорошо сотрудничали с оператором минского «Динамо». Он даже привозил видео матчей со сборов. Отличный опытный оператор в «Минске». Неплохой в Новополоцке. В условиях «Атланта» снимал хорошо.

«Сейчас можем выдержать порядка десяти тысяч подключений»

Собаку в показах матчей футбольного чемпионата Беларуси через сеть съела медиаплатформа ITV.BY (недавно стало известно, что АБФФ отказалась от дальнейшего сотрудничества с этим ресурсом). Там лучше других знают о наплывах зрителей и о проблемах, которые могут возникнуть с качеством интернета. Об этом рассказывает главный редактор платформы Инна Хозеева.

— При какой скорости Интернета возможны трансляции матчей через сеть?

— По нашему опыту скажу, чтобы доставить относительно вменяемое видео зрителю, надо иметь как минимум 1 мегабайт исходящего канала. Только не стоит забывать, что очень высокое качество будет не доступно пользователям с самым распространенным интернетом.

— Каким интернетом пользовались во время трансляций: мобильным или проводным?

— Мы использовали мобильный интернет всех операторов. По ситуации. В разных городах покрытие и мощность сигнала у различных операторов существенно отличается. С одной стороны, это удобно и позволяло работать автономно, ведь не все наши стадионы обеспечены качественным и доступным для нас проводным интернетом, но с другой стороны, случались непредвиденные сбои — пропускная способность мобильной сети могла резко ухудшиться.

— С какими проблемами сталкивался ITV.by: подвисание трансляций, слабый канал, отсутствие сигнала на стадионах?

Инна Хозеева: «Не все наши площадки отвечают хотя бы минимальным требованиям для размещения камер, технических специалистов и комментаторов».

— Вы как раз и перечислили основные проблемы. Прежде всего, это нестабильность мобильного интернета. Но есть еще и проблемы, не связанные с интернетом. Речь о стадионах. Не все наши площадки отвечают хотя бы минимальным требованиям для размещения камер, технических специалистов и комментаторов, что тоже влияет на качество «картинки» и звука. Зачастую наша мобильная группа размещалась буквально на трибуне, среди зрителей… Но с этой проблемой где-то с помощью сотрудников клубов, где-то самостоятельно мы справлялись.

— При каком количестве зрителей у вашей платформы начинались проблемы с картинкой?

— За весь период показов — с ростом аудитории — мы несколько раз модернизировали свои технические мощности. Сейчас можем выдержать порядка десяти тысяч одновременных подключений.

— Пользовались ли подобные трансляции спросом?

— Да, футбольные трансляции имели свою аудиторию. Пусть она была не многотысячная, но порой у экранов мониторов собиралось больше зрителей, чем на самих стадионах. По последнему сезону пятерка матчей-лидеров такова: «Торпедо» — БАТЭ, «Динамо» — «Славия», «Брест» — БАТЭ, БАТЭ — «Минск» и «Динамо» — «Белшина». Цифры, к сожалению, назвать не могу — это закрытая информация.

«Проблемы будут. Неизбежно»

Первым клубом, который принялся транслировать свои матчи через интернет, был гродненский «Неман». Инициатором этого стал генеральный директор гродненцев Леонид Дмитраница.

— Трансляции ведем с лета 2011 года. Ну а идея возникла практически сразу, как пришел в клуб. Понимал, что хорошую трансляцию организовать сложно. Но надо было поднимать интерес болельщиков. Пошли анонсы. И запустили в июне в тестовом режиме. Делали все своими силами. Кто помогал камерой, кто ноутбуком. Постепенно улучшали качество, что способствовало росту количества просмотров. Когда прорабатывали варианты, пришли к тому, что оптимально показывать футбол четырьмя камерами. Комплект оборудования — камеры плюс пульт — стоит в среднем около 50 тысяч евро.

О проблемах, с которыми неизбежно столкнутся клубы, рассказал тренер-аналитик «Немана», отвечавший по совместительству за трансляции, Василий Князюк:

— Проблемы будут. Неизбежно. Их несколько. Первая — не у всех клубов есть необходимый штат операторов. Ведь согласно регламенту домашние матчи хозяева обязаны снимать двумя камерами. И не так, как хочет команда, а так, как надо федерации. Камеры должны стоять по линии штрафных площадей. И выходит, что они снимают не совсем ту «картинку», что надо главному тренеру для последующего разбора матча. Плюс одну из этих записей после игры забирает инспектор для передачи в АБФФ. Как правило, это та, где лучше видны интересные и спорные моменты. Что клубам остается? Запись с дальнего ракурса. Кого-то это устраивает. Но некоторые клубы идут на затраты и ставят третью камеру по центру и снимают для тренера.

Василий Князюк: «Где взять четырех операторов? Умелых? А это ж затраты. Людей надо содержать, платить зарплату и загружать работой».

А тут появится еще одна камера, которая должна стоять также по центру и снимать для зрителей. Где взять четырех операторов? Умелых? А это ж затраты. Людей надо содержать, платить зарплату и загружать работой. И клубы идут на следующий шаг: имея одного штатного оператора, на домашние игры приглашают или опытных операторов, снимающих свадьбы, или дают камеры водителям или другим, не занятым во время матча, сотрудникам. Главное, чтобы было видно, что на поле происходит. Качество картинки при этом — сами понимаете.

Вторая проблема — специализированное оборудование для видео-трансляций и обученный персонал. Когда в «Немане» начали считать, сколько чего нужно — 3-4 камеры, режиссерский пульт, кабели, мониторы — набежала сумма, сравнимая с годовым содержанием неплохого игрока! В итоге пришли к тому, что работаем на штатном оборудовании и берем картинку с камеры, которая работает на главного тренера. А там совсем другая съемка. Другие ракурсы, панорамы, никаких крупных планов, никаких файер-шоу и интересных кадров. Пока будешь рассматривать через видоискатель стычку фанатов или ВИП-персону на трибуне, пропустишь гол. Поэтому мяч всегда в кадре.

Третья — процесс. Что такое показать матч? Видеокамера, ноутбук, розетка на 220V и шнур, который передает сигнал с камеры на ноутбук. Собираем сеть. Выходим в интернет из офиса по проводу — все хорошо. Только переходишь на «триджик» на трибуне — начинается… Телефоны не везде по городу одинаково принимают, а то — потоковое видео закачать и передать. Поэтому на точку съемки обязательно надо проводить стабильный интернет. Проводной. «Неман» быстро к этому пришел. Плюс оборудовать место минимум столом и розеткой 220 V, максимум — навесом от непогоды. И выделить оператору помощника, который будет следить за процессом. Ибо оператор снимает непрерывно, и отвлекаться на остальное не должен. А помощник смотрит, чтоб трансляция не «падала», не «зависала», в общем — эдакий режиссер трансляции.

Ну и четвертый вопрос — через что показывать. В сети есть так называемые сайты-видеохостинги, с помощью которых можно все это осуществлять. На одних канал полностью открыт — хоть миллион человек пусть одновременно смотрят, но влиять на конечное качество невозможно. Мы начали сотрудничать с сайтом, где мы могли влиять на качество конечной картинки, давать разный битрейт, но был один нюанс. Ограничение на просмотр — 50 человек одномоментно, а остальные в записи. Но как только мы набрали 8000 часов просмотров — получили расширенный канал и футбол уже смотрели все желающие. Плюс получили бонусы: программы, позволяющие делать какую-никакую режиссуру: оформление трансляций, бегущая строка, составы, табло.

Сколько человек смотрят видео онлайн? Когда все было отработано, максимальную аудиторию собрал матч 1/8 Кубка страны «Неман» — «Гомель» — почти 700 человек. Некоторые матчи, такие как с БАТЭ, «Динамо» — 400-450 человек. Остальные игры собирали больше 200 зрителей. И это мы говорим об одномоментном количестве просмотров. Общее же количество обращений к трансляции, конечно, было на порядок выше.