Неспортивная нация. Березинский: почему белорусский спорт практически никому не нужен

14.02.2013 12:06
Спорт Редакция

В преддверии конференции «Спортивные топ-лиги в Беларуси» Максим Березинский показывает на примерах, почему наша страна не является спортивной, сравнивает спортивные аудитории Польши и Чехии и утверждает, что футбол конкурирует не с хоккеем, а с Дженнифер Лопес и Depeche Mode.

Каждый день нас с экранов телевизоров убеждают, что Беларусь — очень спортивная страна. Конечно, у нее случаются неприятные осечки вроде той, что произошла в Дании с хоккейной сборной. Или с Надеждой Остапчук. Но в целом год от года наша спортивная сила должна крепнуть и стремиться вверх.

Путь, который сделает Беларусь спортивной топ-державой, часто обозначается в дни гневных собраний. Вот уже много лет подряд звучат одни и те же лозунги. Мол, деньги просто так никто больше давать не будет. Дескать, клубы должны зарабатывать. Это здорово, но эти разговоры пусты. Вся проблема в том, что белорусский спорт в нынешнем своем состоянии не может заработать и 10 процентов для своего существования. Удивительно, но никто на таких собраниях эту очевидную мысль не осмеливается озвучить. В Беларуси нет ни одного инструмента для того, чтобы клубы могли зарабатывать.

Белорусский спорт пытается обмануть сам себя. Руководители клубов сетуют, что денег на организацию работы по продаже атрибутики нет. Константин Шереверя вот мечтает завод по производству мячей построить. Но если деньги появятся, кому продавать все эти шарфы, майки и мячи?

Некоторые клубы занимаются коммерческой деятельностью. Но вся проблема в том, что она, как правило, никак не связана со спортом. Это нагромождение и усложнение структуры. Конечно, и на гостиничном бизнесе можно заработать. Но кажется, что у людей, которые занимаются гостиничным бизнесом каждый день, гораздо больше шансов заработать, чем у футбольного клуба «Белшина», у которого есть в собственности гостиница.

На чем зарабатывают европейские клубы? Телеправа, билеты, мерчандайзинг. Все это так или иначе связано с болельщиками и напрочь не работает в Беларуси. Член совета директоров «Анжи» Герман Ткаченко очень просто объяснил, что такое футбол как бизнес. Это капитализация внимания. Спортивный продукт должен кто-то потреблять. Только в этом случае на нем можно заработать.

В Беларуси спортом интересуются очень мало людей. Взгляните на тираж «Прессбола» — 20 тысяч. Это лучшая спортивная газета. Про «Спортивную панораму» и «Все о футболе» стыдливо помолчим. В Испании, к примеру, спортивная газета «Марка» является самым тиражным СМИ среди всех газет с перевалившим за четыреста тысяч показателем. Что говорить, в Словении, которая в пять раз меньше Беларуси по населению, тираж главной спортивной газеты 30 тысяч.

Взгляните на рейтинги спортивных трансляций. Рейтинг финала чемпионата Европы в Беларуси составил 6,23%. В Польше — 32%. Самая рейтинговая трансляция в Беларуси — матч Евро Польша — Россия (10,88%). В Польше этот матч тоже возглавил рейтинг, но с показателем 43%. Это 15 (!!!) миллионов человек. В 10-миллионной Чехии самой рейтинговой стала трансляция четвертьфинала чемпионата мира по хоккею Чехия — Швеция — 17.8%.

Взгляните на посещаемость спортивных сайтов. Месячная аудитория спортивного ресурса TTT.BY — 252 тысячи пользователей (5,4% от числа тех, кто пользуется интернетом). Для сравнения, в Чехии у сайта sport.cz месячная аудитория 1,6 миллиона пользователей (25% от общего числа пользователей интернета). На следующий день после того как БАТЭ обыграл «Баварию», состоялся рекорд — сайт посетило всего 128 тысяч уникальных пользователей. Средняя посещаемость в обычные дни раза в три раза меньше. У чисто спортивных проектов этот показатель еще ниже.

Цифры плачевны. Особенно в сравнении с тем, сколько людей интересуются спортом в Европе.

Top 10 European Markets for Sports Sites Ranked by Percent Reach
  Sports
% Reach Total Unique Visitors (000)
 Europe 45.8% 177,098
 Turkey 70.7% 16,472
 Ireland 69.8% 1,644
 Spain 65.9% 14,136
 United Kingdom 64.3% 24,090
 Poland 56.8% 10,285
 Netherlands 51.2% 6,096
 Portugal 46.1% 1,998
 France 45.5% 19,523
 Finland 45.0% 1,527
 Italy 44.3% 12,519
 

Белорусский спорт — это очень узкая ниша. Она не может быть интересна телевидению. Потому что во время матчей, которые смотрят пару десятков тысяч человек, реклама никому не нужна. Эта ниша не может быть интересной рекламодателю. Пару сотен болельщиков на стадионе — это не та аудитория, ради которой нужно тратить миллионы долларов. Бизнес в спорте — это капитализация внимания, вы помните, да?

Одна из главных проблем белорусского спорта в том, что он не вызывает никакого внимания. Он никому не нужен. Поэтому клубы появляются и пропадают. Поэтому ни один спортсмен не является героем нации. Поэтому в аэропорту олимпийцев встречает кучка БРСМ-овцев. Поэтому руководителям клубов не стоит удивляться, что им никто не хочет давать деньги. Поэтому не нужно возмущаться, что вместо футбола по телевидению идут сериалы. Поэтому в детских школах идет не отбор, а набор. Поэтому Виктория Азаренко спокойно может расхаживать по Минску и даже устраивать пробежки по проспекту Независимости. Поэтому на 100-й матч Александра Кульчия собирается жалких две тысчонки.

Раньше было немного по-другому. Спорт был единственным вариантом провести свободное время. Сейчас ситуацию осложняет то, что спорт конкурирует с другими видами развлечений. Дженнифер Лопес и Ванесса Мэй, кинотеатры, рестораны, телевидение и интернет — все это конкуренты условного матча «Белшина» — «Нафтан». И спорт в Беларуси глобально за редким исключением проигрывает эту конкуренцию по всем фронтам. Даже с учетом дешевизны билетов. Белорусы готовы выкладывать миллион и больше за билет на Depeche Mode. На хоккей и футбол билеты стоят 20 тысяч, но туда никто не идет. Нет зрелища. Бывает, что и зрелище появляется, но оказывается, что нет комфорта. Так вот на «Баварию» и сборную Испанию на «Динамо» не собралось аншлага. Но еще более удивительно, что сразу вслед за этим матчем в Бобруйске БАТЭ играл с «Белшиной». В составе не было разве что Глеба. В итоге на трибунах — 1700 человек. Это было на пятый день грандиозного события, о котором звенела вся Беларусь.

Увеличить аудиторию, которая интересуется спортом, — одна из главных задач всех клубов и федераций. И всего государства, раз оно стремится быть спортивным. Нужно наконец понять, что «Гомель» конкурирует не с «Динамо», хоккей — не с гандболом, а что все вместе они конкурируют за болельщика, который пока идет куда угодно, но не на спорт. Посмотрите этот ролик. Люди не в курсе, что у них в городе есть футбольная команда. Когда спорт станет реально значимой величиной в белорусском обществе, тогда и бизнес к нему будет относиться по-другому. Тогда спорт сможет не просто подстраиваться под текущую ситуацию, а диктовать свои условия. В том числе и государству.

По вот этим данным, в белорусские клубы только государство инвестировало порядка 160 миллионов долларов. Вынесем за скобки, что в этом рейтинге почему-то не оказалось футбольного минского «Динамо» и «Юности», а также учтем, что есть у белорусских клубов и частные деньги. Так что эта цифра на самом деле больше. И вот с такими финансами, с такими амбициями у нас в Бобруйске на БАТЭ приходит 1700 зрителей. Стыд и срам.

Александр Казюкевич: «Спортканал должен быть платным»

Топ-10 спортивных трансляций 2012 года

Максим Березинский о спортивной аудитории Беларуси

 

Конференция Максима Березинского «Удар пыром»

Блог Максима Березинского «Футбол 2.0»

Как вам новость?
Головоломки